Наконец поезд останавливается, и начинается забег по перрону до четырех заветных будок пограничного контроля в подземном переходе, сразу за крутыми и узкими ступенями. Несколько сотен человек, зажатые с двух сторон бетоном и стеклами, будут толкаться, ругаться, кто-то будет просить пропустить без очереди, так как опаздывает в аэропорт, а когда их пропустят, то они потащат свои чемоданы по ногам других пассажиров. Молодые и старые, здоровые и калеки проведут, кому как повезет, вплоть до часа и больше в таких условиях, где не присесть, разве что прислониться к соседу или к перилам. По дороге со своего места в вагоне к заветному Вильнюсу случаются и драки, одну из которых я наблюдал 28 июня в вагоне № 5, когда молодая женщина заехала кулаком по лицу юноше. Таким способом сейчас люди прибывают из Минска в столицу одной из европейских стран — Литвы…

Таков истинный результат несколько месяцев рекламируемого упрощения пограничного и таможенного контроля (перенос его с поезда на вокзал) и, соответственно, сокращения времени в пути с трех часов до двух с половиной.
На самом деле для меня, который был где-то в середине очереди, время увеличилось 28 июня до 3 часов 20 минут, а 19 июля я, уже опытный и на этот раз без чемодана, сам сократил ухищрениями и пробежкой это время до 3 часов 10 минут. На обратном пути также добавляется время к обещанным двум с половиной часам. Ты уже не можешь сесть в вагон в последнюю минуту. Паспортный контроль завершается за 10 минут до отправления поезда. И опять же, хотя и существенно меньше, чем при приезде, но постоять в очереди надо.

Наверное, хотели сделать как лучше, а вышло как всегда. По-советски, по-совковому. Литовская сторона «упростила» процедуру паспортного и таможенного контроля только для своих пограничников и таможенников. Теперь они не ходят по вагонам во время движения поезда, а сидят в кабинках. Люди же чувствуют себя униженными и оскорбленными, терпят физическое и психологическое издевательство.

Любовь белорусов к Вильнюсу не исчезнет. В основе ее и генетическая память о давнишней столице, и религиозная привязанность (прежде всего через такую святыню, как Острая Брама), и возможность относительно недорогого отдыха в Паланге на ближайшем к Беларуси море. Возникли и совершенно новые реалии. В Вильнюсе открылась магазины популярных и не очень дорогих европейских брендов, которые не присутствуют на белорусском рынке, таких как, к примеру, «H&M», «New Yorker», «Bershka». Цены на бытовые товары и даже на продовольствие также ниже. Торговый центр «Акрополис» — вообще мекка для белорусов. Вот и вильнюсский аэропорт стал популярным у белорусов, так как оттуда намного более дешевыми рейсами, например, авиакомпании Ryanair, чем родной «Белавиа», можно долететь до большинства европейских столиц. Развиваются и деловые контакты.

Официально сообщается, что количество людей, путешествующих между столицами Беларуси и Литвы, стремительно растет:
в 2012 году оно составило 269 тысяч человек, что на 65,6% больше, чем годом ранее. В первом квартале в этом году маршрутом воспользовались 76 тысяч пассажиров — в 30% больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Преимущественно это белорусы, которые ездят в Вильнюс за покупками. Они едут, как правило, на один день, и время пребывания в этом городе для них очень важно.

Белорусы молча переносят все испытания на вильнюсском вокзале, потому что они — всего лишь продолжение получения визы. Ведь в любом случае это шанс на дешевые покупки или дешевый полет в Париж…

На нововведение литовской стороны белорусская сторона ответила «нового качества» поездом.
А именно: все вагоны (кстати, старые) стали сидячими, как в пригородных электричках, только что с более комфортными креслами. Разделили их на три класса, которые мало чем между собой отличаются, разве что ценами. Путешествие в Вильнюс по комфорту стало хуже, чем в советские времена. По крайней мере, в том знаменитом на весь Советский Союз поезде «Чайка», который утром отправлялся из Минска и через Вильнюс, Ригу, Тарту вечером приезжал в Таллинн, было по два туалета в каждом вагоне. Теперь — две уборные на шесть вагонов. Там подавали кофе и чай. Здесь проводницы в корзине носят только питьевую воду и вафли или печенье.

В поезде, который имеет статус международного, объявления по радио об отправлении, прибытии, паспортном и таможенном контроле и другие инструкции для пассажиров делаются исключительно на русском языке. Обойдем вниманием то, к чему белорусы привыкли, — их языковое унижение. Но почему литовцы должны знать русский язык? Почему ничего из информации не могут понять англичане, американцы, поляки, другие народы, которые время от времени также пользуются этим международным поездом? Может стоит перенять опыт компании «Белавиа», на самолетах которой оповещения делаются по-белорусски и по-английски? Почему проводницы, которых засадили в стеклянные будки при входе в вагон, не знают никакого другого языка, кроме русского?

Это путешествие даже не назад в «совок», а куда-то еще дальше.
Добавим сюда не очень приветливых белорусских таможенников, о чем иная речь.

Но настоящий паритет в «хорошем двустороннем деле» благоприятствования «улучшению контактов между братскими народами» еще впереди. Литовцы начинают понимать, что ничего хорошего не получилось, а 15 июля президент Беларуси своим указом повелел, чтобы в 2015 году был организован паспортный и таможенный контроль для пассажиров, которые едут в Вильнюс, на вокзале в Минске. Этаким образом и белорусская сторона якобы старается сократить время в дороге еще на полчаса. Зная белорусские порядки, особое радение белорусских таможенников, можно прогнозировать, во что превратится это путешествие и насколько действительно увеличится реальное время доезда до Вильнюса.

…В жуткой очереди на вильнюсском вокзале немолодого возраста женщина в отчаянии сказала: «Пусть бы Лукашенко с Грибаускайте постояли как мы здесь!» А почему бы и нет? Вот только Лукашенко снова невъездной.
Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?