От чиновника, занимающегося вопросами развития туризма, довелось услышать, что гражданам ЕС в Беларуси нечего ни смотреть, ни покупать. И стало неловко. Не за народ — за державу обидно.

Это вполне естественно для человека — взять да отказаться от своего в пользу чьего-то более сильного. Все эти чиновники не верят в то, что делают. Для них Беларусь — бессмысленный проект. Печальная комедия, за участие в которой им платят хорошие деньги.

Наш чиновник знает, как можно, прикарманив взятку, продать трактор чиновнику из страны третьего мира. Но может ли наш чиновник, который в Беларуси поставлен выше бизнесмена и выше всего простого люда, представить себе гражданина ЕС — поляка, немца или литовца, — который занимается шоппингом в белорусских магазинах? Нет, он не в состоянии этого сделать. Ему проще отнять последнюю рубашку у соотечественника, чем создать условия для международной торговли.

Планируемое введение 100- долларовых пошлин для граждан Республики Беларусь, которые ездят на шопинг в Польшу и Литву, — лучшее подтверждение провала экономической политики властей Беларуси.

Вместо того, чтобы ограничивать выезд наших людей, лучше бы подумали, как завлечь в наши магазины литовцев, поляков, украинцев.

Что поляки и литовцы могли бы покупать в Беларуси? На самом деле, есть очень много товаров, которые граждане ЕС могли бы вывозить из Беларуси, оставляя в нашей стране миллионы евро.

Интерес у европотребителей вызывают товары, которых нет в западных торговых сетях. Это эксклюзивные товары восточноевропейских фирм, на которые существует спрос, но нет массового предложения.

Прежде всего, это российская натуральная биокосметика.

Заинтересованного европотребителя не обманешь, написав на обыкновенном шампуне «BIO». В условиях информационного общества, которое сложилось в странах ЕС, потребители очень быстро через Интернет обмениваются информацией о составе и качестве продуктов. Когда на еврорынке появляется плохой продукт, то уже на следующий день все заинтересованные потребители знают, что это плохой продукт и покупать его не стоит.

Европотребители предпочитают косметику, не содержащую в своем составе агрессивных моющих средств, например, SLS (Sodium Lauryl Sulfate) и SLES (Sodium Laureth Sulfate), тяжелых силиконов из группы Dimetykon, технического спирта (alcohol denat.), парабенов и других консервантов, растворителей типа PEG (Polyethylene glycol), минеральных масел из нефти (Mineral Oil), парафинов (Paraffimum Liquidum), парфюмерии (Parfum), формальдегидов (Formaldehyd), — т.е. косметику, которая почти полностью состоит из натуральных эфирных масел и экстрактов лекарственных растений, без вредных ингредиентов.

К сожалению, белорусские косметические фирмы предложить здесь почти ничего не могут. Но существуют российские косметические линии, которые отвечают высоким требованиям граждан ЕС, это Natura Siberica, Baikal Herbals, «Секреты Бабушки Агафьи» и другие.

Белорусские магазины могли бы зарабатывать на перепродаже российской биокосметики соседям из объединенной Европы. Дело в том, что в ЕС эта косметика стоит в 2—5 раз дороже, чем в Беларуси, так как проходит обязательную сертификацию и является эксклюзивной. Европотребители могли бы покупать эту косметику в Беларуси значительно дешевле, поэтому приезжали бы в Беларусь на шопинг.

Потребителей из ЕС могли бы заинтересовать белорусский квас, чипсы пластинками, отечественного производства конфеты и печенье, глазированные сырки, минеральная вода, халва из подсолнечника (в магазинах ЕС продают только кунжутную халву). Был бы спрос и на белорусскую одежду, и на традиционные ручные ремесленные изделия.

Просто надо открыть белорусский рынок и его для граждан объединенной Европы!

Для скептиков добавлю, что собственными глазами видел толпы немцев, которые каждую субботу и воскресенье делают покупки в польских приграничных гипермаркетах. Так почему, если немцы ездят за покупками в Польшу, поляки и литовцы с латышами не ездили бы в Беларусь? Ездили бы наверное, только надо условия создать для этого.

У границы с Польшей в Бресте и Гродно, у литовской и латвийской границы нужно построить гипермаркеты с интересными для европотребителей товарами. Мобилизовать дипломатов и туристические фирмы в ЕС. Сделать рекламу.

И главное — ввести для граждан объединенной Европы бесплатные визы «за покупками», которые можно было бы получить прямо на границе без стресса и бюрократии. Только есть ли у нынешней власти желание сделать для белорусов что-нибудь действительно полезное? Лично я в этом сомневаюсь.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?