После того, как Лукашенко заявил, что его мечта сбылась, эксперт объяснил, с чем связана шумиха вокруг белорусско-китайского производства. И дал прогноз, удастся ли «Джили» покорить рынок России и Казахстана.
— То, о чем мечтали многие белорусы и, прежде всего, я, свершилось, — заявил 14 января глава государства. — Белорусский автомобиль мы произвели вместе с нашими китайскими друзьями и вроде бы, по моим данным, примерно 2,5 тыс. продали в прошлом году. И спрос на подобный тип автомобилей имеется не только в Беларуси, но и за пределами нашей страны.
Лукашенко заявил о намерении продавать «Джили» по всему миру, в том числе в России и Казахстане.
По словам Михаила Мясниковича, в дальнейшем предусматривается создание экспортоориентированного производства мощностью 120 тыс. автомобилей в год. Проект планируется реализовать совместно с китайской компанией «Джили».
Заявления руководства страны Салідарнасці» прокомментировал выпускающий редактор газеты «Автобизнес Weekly» Сергей Михайлов.
— Во-первых, никто из белорусов не мечтал о китайском автомобиле. Наши соотечественники, как известно, мечтают о дешевой иномарке,
путь к которой был закрыт благодаря усилиям правительства и не без участия главы государства, — отметил Сергей Михайлов. — Что они могут теперь предложить взамен? Собранные из машинокомплектов автомобили китайского производства на белорусской земле по немаленькой цене. Много ли желающих приобрести такой автомобиль?
2,5 тысячи проданных «Джили» — это фантазия. Продажи в Беларуси — на уровне «Саманда» — именно столько может обеспечить административный ресурс.
Эксперт приводит статистику, озвученную на заводе «БелДжи» TUT.BY.
«2,5 тысячи машин, а точнее – чуть меньше, автомобилей марки Geely было произведено, а не продано. В 2013 году в Беларуси была реализовано 461 машина.
В Казахстан отгружено 1015 экземпляров, и начались продажи белорусско-китайских автомобилей в России – первая партия состояла из 235 машин».
Сергей Михайлов обращает внимание на то, что написано на сайте «БелДжи»: «Целью проекта является организация производства 120 тысяч легковых автомобилей в год в период с 2012 по 2020 год».
— Так в год или за весь период? — задается вопросом собеседник. — Или они сами не понимают, что написали, или не читают свой сайт.
По мнению Сергея Михайлова, главный вопрос в том, для чего понадобилась шумиха накануне визита Мясниковича в Китай.
— Может, денег дадут…. — иронизирует собеседник. — На мой взгляд, поднятый шум не соответствует значимости факта. Ничего важного не произошло и не произойдет в ближайшем будущем.
– Что говорят автолюбители о «Джили»?
— Мнения самые противоречивые: одни хвалят, другие ругают. Дело в том, что китайское производство чем-то похоже на белорусское. Они не могут сделать две одинаковые вещи. На одном заводе сотни тысяч поставщиков одних и тех же деталей.
Работники Госстандарта говорили, что у них проблема со стабильным качеством.
Одна деталь может быть хорошая, рядом такая же деталь с виду, но совершенно непригодная.
Кроме того, мало произвести автомобиль — нужно создать инфраструктуру, которая будет поддерживать его исправное состояние в процессе эксплуатации, чего пока не наблюдается.
Потому что завоз тех же расходников будет происходить по другим таможенным условиям.
Они будут достаточно дороги, их не будет находиться в нужном количестве на складах безумцев, которые возьмутся за техническое обслуживание этих автомобилей.
Логисты столкнулись с отсутствием запчастей, простых расходных материалов типа фильтров, лампочек и фонарей.
Пока оснований полагать, что ситуация изменится нет, потому что это требует больших материальных вложений с неясным будущим.
— Реально ли Беларуси покорить рынки России и Казахстана китайскими автомобилями?
– Гарантий продаж никто не имеет и не получит в ближайшем будущем. Потому что
в России свое производство колоссальное, в том числе сборочное. Там рынок насыщен. А в Казахстане все упирается в платежеспособность населения.
Предполагаю, что планы по производству 120 тысяч автомобилей в год останутся на уровне прекрасных мечтаний и слов. Как любое глобальное начинание, которое идет сверху.