Комедия Мольера, по мотивам которой создан спектакль, когда ее читаешь, кажется безнадежно устаревшей.

Кого в начале XXI века может заинтересовать правильный, занудный текст времен классицизма — про бабника и богохульника дона Жуана, который за свое распутство в конце концов был наказан Небом?

Но купаловцы блестяще развеяли такой пессимизм.

Перевод комедии на белорусский язык осуществил поэт Андрей Хаданович. Благодаря ему, герои Мольера разговаривают живым современным белорусским языком.

«Механізм чалавечага цела з усімі яго прычындаламі [Механизм человеческого тела со всеми его причиндалами]», — говорит Сганарель (Виктор Манаев). «Трэба з дуба ляснуцца, каб размаўляць са статуяй [Надо с дуба упасть, чтоб говорить со статуей]», — отмечает в другой ситуации дон Жуан (Павел Харланчук).

Поставил «Дона Жуана» режиссер Анатолий Правдин из Санкт-Петербурга — его пригласил в Минск руководитель Купаловского театра Николай Пинигин. Правдин перенес действие пьесы в наше время. Как оказалось, для этого нужно было осовременить костюмы героев и обстоятельства конфликта. Насколько созвучны с сегодняшним днем слова Мольера, написанные в 1665 году! А монолог дона Жуана о лицемерии («Прикрылись добродетелью и творят гнусности») так прямо и заставляет вспомнить о наболевшем.

Дон Жуан в спектакле показан как типичный «мажор».

Самовлюбленный нарцисс, он внимательно следит за своим внешним видом. Это подчеркивается в сцене с гостями: несмотря на их приход, дон Жуан продолжает накладывать себе маску.

Циничный и бессовестный в своей неотразимости и молодости, герой Харланчука с легкостью соблазняет и утонченную аристократку Эльвиру (Юлия Шпилевская), и нелепую простушку-крестьянку Шарлотту (Екатерина Олейникова). Ему приятен сам процесс.

Жизненная философия дона Жуана проступает в разговоре с нищим (Арнольд Помазан): на мольбу того о милостыни главный герой отвечает, что ее надо заработать богохульством. В его циничным мире нет места совести, а деньги играют главную роль. В современном кино таких героев тьма, и, что примечательно, многие из них вызывают симпатию. Дон Жуан в исполнении Харланчука дает возможность изобличить вывернутую наизнанку мораль и увидеть скрытое зло. Возможно, сыграть этот образ так убедительно Харланчуку помог не только его талант, но и его протестантизм.

В версии Анатолия Правдина дон Жуан постепенно приобретает чудовищные черты, он достигает цели любыми средствами.

Он манипулирует людьми и занимается демагогией, он сеет вокруг страдания и смерть. Крестьянин Пьеро, у которого герой забавы ради уводит невесту, кончает жизнь самоубийством. Купец Диманш, у которого дон Жуан берет взаймы, оказывается напуган до смерти (у Мольера такого сюжетного поворота нет).

Вместе со своими слугами, одетыми в кожаные куртки и берцы, дон Жуан терроризирует окрестности и больше похож на главаря банды из уголовного сериала. Вероятно, режиссер сознательно воспользовался этим образом, хорошо знакомым современному зрителю.

Меняется и образ Сганареля (Виктор Манаев), слуги дона Жуана.

Первоначально он выступает антиподом хозяина, призывает его опомниться, вернуться к христианским заповедям. Но показателен финальный монолог Сганареля: ни одна из смертей, произошедших по их вине, не огорчает слугу. Герой Манаева напоминает о пагубности сделки со злом. Невозможно ходить по грязи и не оставаться чистым.

Сценические костюмы «бригады» дона Жуана решены в брутальных красных и черных цветах (художник по костюмам Валентина Правдина). А вот наряды дона Алонсо и дона Луиса (братьев Эльвиры, которые намерены мстить за поруганную честь сестры), наоборот, представлены в мягких тонах (белый, голубой, серый). Эти герои и сами мягкие и безобидные, смешные в своей беспомощности против хама и циника. Попытки найти компромисс с ним тщетны: дон Жуан просто издевается над братьями — размалевывает их, словно клоунов в цирке.

Финал спектакля — и во времена Мольера, и сегодня, — тот же: если общество не может совладать негодяем, остается надеяться лишь на божью кару.

Гибель дона Жуана представлена красочно. Он пожимает руку командору — и начинает весь пылать, как от костра. К умирающему негодяю подходит ангел и вставляет в его одежду розы, будто на похоронах.

А когда дон Жуан умирает, выходит Сганарель и отчаянно вопрошает: где мои деньги?

Следующие премьерные спектакли «Дон Жуана» — 8, 9 и 30 апреля.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?