«Тысячелетняя история Украины — бесконечная тема для разговора. Украина князя Владимира, Хмельницкого, Бандеры, Януковича, Майдана. Кто герой, а кто предатель?», — этими словами политик Павел Северинец начал конференцию, которая состоялась в офисе БНФ. Впрочем, по своему формату она больше напоминала круглый стол, посвященный наиболее актуальным историческим проблемам.
Организатором выступил Комитет солидарности с Украиной. В мероприятии приняли участие историки Федор Климчук и Алесь Пашкевич, политолог Валерий Карбалевич, поэт Сергей Законников, политики Дмитрий Дашкевич, Микола Демиденко, Виталий Рымашевский и Игорь Рынкевич. А небольшой зал усадьбы БНФ была полностью заполнена гостями.
Как отметил Северинец, комитет решил организовать конференцию, чтобы не запутаться и разобраться в сложных исторических вопросах. И чтобы присутствующие могли составить самостоятельное мнение, где правда, а где ложь.
Интересно, что с украинской точки зрения, литовцы захватили белорусские земли.
И по их мнению, Украина вошла в состав ВКЛ мирно и добровольно. Наши южные соседи считают, что при великокняжеском дворе в Вильнюсе звучала украинская речь. А ВКЛ (по крайней мере, до ХV века) являлась преемницей Киевской Руси. А поэтому частично и украинским государством.
Очень высоко оценивается Витовт. Именно в годы его правления юг Украины вошел в состав ВКЛ.
Комментируя такой подход, историк Алесь Пашкевич сделал ироничное замечание.
Таким образом украинцы пытаются доказать свой вклад в наследие княжества. Но «втереться» трудно, так как территория сегодняшней Украины была в ВКЛ периферией.
Наши южные соседи делают акцент скорее на галицко- волынским периоде, который считается одной из колыбелей украинской государственности.
Павел Северинец, который вел конференцию, попытался «раскрутить» фразу Пашкевича о периферии.
Откуда происходит слово «Украина», спросил Северинец. От слова «краіна» или «окраина», как снисходительно говорили в Москве? Из ответа Пашкевича можно было понять, что он склоняется ко второму варианту, но не видит здесь идеологии.
Из ряда тем, которые обсуждались, интерес присутствующих вызвал феномен Полесья. Как его рассматривать: как регион, принадлежащий к определенной культуре либо нации или к пограничью? Лингвист Федор Климчук имеет собственный взгляд.
Говорить про самостоятельный полесский этнос не приходится. Никто не смог точно определить их границы. Да и самих Полесий чрезвычайно много.
Отдельно выделяют туровско-мозырское Полесье, брестское, восточное гомельское. На территории Украины — волынское и житомирско-киевское. Свои Полесья существуют и на территории России (например, западнобрянское, которое близко к гомельскому).
Однако местные наречия действительно отличаются от литературных языков. На Полесье сохранилось много архаичности.
Небольшую дискуссию вызвало видео про Запорожскую Сечь.
Ситуацию, когда Рада (собрание свободных людей) распоряжалась властью, Северинец сравнил с Майданом.
Размышления про Сечь как свободное «рыцарское» государство вдохновили одного из присутствующих на критику произведения «Тарас Бульба». «Почему Гоголь изобразил там нравы Москвы, не Запорожской Сечи? — спросил он. — Тарас не мог самостоятельно решать судьбу своего сына, а был должен отдать его под суд». Но участники конференции защитили репутацию Гоголя. Литератор имеет право на фантазию.
Очередным примером того, как история повторяется в веках, стал эпизод, который прозвучал в выступлении Алеся Пашкевича. Историк рассказывал про украинское национальное движение. В ХІХ веке оно развивалось в двух направлениях. Ведь одна часть Украины находилась в составе Российской империи. Вторая часть — в составе Австро-Венгрии.
В ХІХ веке в Галиции, которая принадлежала Австрии, развивалось как украинское движение, так и движение за единство с Москвой. Его сторонники называли себя русинами. Но началась Первая мировая война. В Галицию пришла русская армия и своим поведением быстро уничтожила все русофильство.
Понемногу от исторических тем выступающие перешли к современным. Валерий Карбалевич поделился секретами победы первого Майдана. А его молодые коллеги рассказали о своем присутствии в Киеве во время второй по счету украинской революции. Впрочем, эти события также стали историей. Только менее далекой от нас по времени, чем Киевская Русь или Запорожская Сечь.