22 апреля Институт Института Кеннана при центре Уилсона в Вашингтоне провел мероприятие на тему «Беларусь после Украины». Что бывает редко, для участия приехала группа белорусских специалистов: Ольга Черныш (Гарвардский университет), Инна Ромашевская (BIPART), Денис Мельянцов (BISS), Арсений Сивицкий (Центр стратегических и внешнеполитических исследований), а также эксперт по Беларуси Балаш Ярабик (PACT, США).

Дискуссию посетил новоприбывший временный поверенный Беларуси в США Павел Шидловский, который сменил на этом месте Олега Кравченко, известного своей пассивной позицией по вопросам белорусской идентичности.

Беларусь не имеет полноценного дипломатического представительства в Соединенных Штатах. По требованию белорусского МИД, Беларусь и США в 2008 году отозвали послов и сократили штат до пяти дипломатов. С того времени и посольство Беларуси в Вашингтоне в области политических отношений выполняет протокольно-декоративную функцию.

Обсуждение вопросов деятельности государства и общества Беларуси можно обобщить сжатыми тезисами:

— Протестный потенциал в Беларуси низкий, Майдан не пользуется значительной популярностью;

— Вся политика разрабатывается в Администрации президента, правительство находится в режиме ожидания и, вероятно, сохранит такую линию;

— Лукашенко подпишет соглашение о создании Евразийского союза, но на положительное решение вопроса по ценам на нефть рассчитывать не стоит.

Главной темой были последствия для Беларуси агрессии России против Украины. Представитель BISS говорил о новом окне возможностей для развития отношений Беларуси со странами Запада. Это противоречило, однако, словом самого Мельянцова, что эпоха балансирования Лукашенко между Россией и Западом закончена, теперь можно говорить только о балансировании между «русским миром» и интеграцией в ЕврАзЭС.

На взгляд BISS, чтобы укрепить суверенитет, теперь следует направить усилия на создание в Беларуси сети интересов глобальных игроков: США, ЕС, Китая. В качестве таких интересов были названы, например, создание китайского индустриального парка и продажа белорусских предприятий западным компаниям. Кроме того, что перспектива создания такой сети интересов при ненадежном Лукашенко сомнительна и требует много времени, остается неясным, каким образом это остановит агрессию России и имеет ли Беларусь время на подготовку.

Как обычно, были высказаны слова недовольства тем, что Западу нечего предложить Беларуси на долгосрочную перспективу. Как обычно, ничего не было сказано о том, что Беларусь может предложить Западу, и что Лукашенко может сделать для нормализации отношений с прогрессивной и богатой ресурсами частью международного сообщества. Продолжает действовать постулат части белорусских аналитиков о том, что Лукашенко и так хорошо знает, что от него ждут, поэтому повторяться не стоит.

Главный вопрос — станет ли Беларусь следующим объектом для России после Украины — так и не обсуждался. Шидловский заверил, что официальная Беларусь относится к Украине как к братскому народу.

Угрозы для Украины со стороны Беларуси не будет. Вместе с тем, по словам представителя посольства, в этом конфликте Беларусь не выбирает себе сторону. Шидловский, однако, не сказал ни слова про позорное голосование Беларуси против резолюции о поддержке территориальной целостности Украины, которую приняла Генеральная ассамблея ООН. Это голосование перечеркнуло принципиальную позицию Беларуси по основам современного международного права, в частности, уважения к принципам территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и суверенитета. Наиболее возмутительно, что это отступление официального Минска от своих собственных принципов произошло в тот момент, когда самому близкому для белорусов народу нужна поддержка и помощь.

Кстати, до этого момента министр иностранных дел Владимир Макей избегает объяснить лично, почему голосование в ООН так прямо противоречило его собственному заявлению в феврале о заинтересованности Беларуси в территориальной целостности Украины. Официальные заявления на уровне министра не опровергаются просто так и тем более без внятных и убедительных объяснений.

Такая непоследовательность в действиях, отсутствие очевидной логики и ясной позиции позволяет сделать вывод, что официальный Минск находится под значительным давлением Москвы. Для Путина операция против новой Украины — судьбоносная и он не остановится перед тем, чтобы воспользоваться всеми имеющимися инструментами, чтобы добиться результата. Неизвестно, где находится та грань, когда Макей и его министерство скажут Администрации президента «Стоп», далее мы уступать не имеем права, это противоречит Конституции, национальным интересам Беларуси и нормам международного права и поведения стран.

До сих пор МИД Беларуси смиренно служил молчаливым соучастником деструктивной антинациональной внешней политики Лукашенко. Продолжение такой безвольной позиции по вопросам, напрямую связанным с судьбой страны, приведет к тому, что самое независимое госучреждение своими руками подпишет акт об инкорпорации Беларуси в состав России.

Искривленную внешнюю политику Беларуси эпохи режима Лукашенко можно было бы назвать шуткой, если бы не серьезные последствия для суверенитета государства и независимости страны.

На протяжении последних лет все политические решения и деятельность государственного аппарата, включая МИД, были направлены на выполнение одной и только одной задачи — сохранение власти для Александра Лукашенко. Постоянное действие этой формулы имеет свои тяжелые последствия. Тот факт, что через столько лет после восстановления независимости судьба Беларуси остается под постоянной угрозой, а право белорусов определять свое будущее контролирует соседнее государство, является доказательством неспособности режима Лукашенко и его дипломатии отстаивать положения Конституции и национальные интересы страны.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?