Человек должен иметь право быть свободным от «Евровидения». Это право должно быть закреплено в Конституции. Если человек не хочет знать ничего про этот песенный конкурс, его сознание должны защищать от новостей о «Евровидении» какие-либо фильтры. Но я на этот раз — не о «Евровидении».
Я о России. Которую «Евровидение» позволило увидеть с новой стороны.
Последний год от просмотра российских телеканалов складывалось впечатление, что эта страна ведет какую-то войну. Я бы даже сказал — Войну. Войну с врагом, который другим не виден, а телезрителям и ведущим «России-1» виден очень хорошо. Я все пытался понять, где этот враг и кто он. Теперь понял.
Депутат Виталий Милонов призвал российский оргкомитет «Евровидения» отказаться от соревнования, ведь в конкурсе участвует «явный трансвестит и гермафродит Кончита Вурст». И, таким образом, российская сторона своим присутствием будет косвенно пропагандировать гомосексуализм.
С одной стороны Россия. Красивая, голубоглазая, маскулинная. С Путиным, Милоновым, с триколором и георгиевской лентой. С другой стороны — ясно кто. Гомосексуалисты. Бородатые женщины. Духовность против разврата. Православие против Кончиты Вурст.
Но я здесь и не про дихотомию «Россия против мирового гейства». Хотя она и помогает заглянуть в душу среднестатистического зрителя «России-1» и понять его подземные страхи. Я, как всегда, о культуре. Я просмотрел это видео 9 раз и запускаю снова и снова. В этой записи с первого полуфинала «Евровидения», в котором победили сестры Толмачевы, — все. Если у вас есть вопросы по тому, что происходит сейчас в братской стране, пристально вглядитесь.
Культурологический анализ здесь можно вести по-разному: с точки зрения семиотики или трэш-антропологии (это было бы самым интересным). Уверен: про этот эфир уже пишется книга. Я же хотел бы остановиться на двух нюансах.
Первое: как они выглядят
Ведущий, одетый в голубой пиджак и клетчатый галстук, взятый будто из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Камон! На дворе двадцать первый век, не 1980-е!
Жириновский в клубном рэперском пиджаке и салатовой бабочке — одно появление на людях в таком виде навсегда разрушило бы карьеру любого литовского политика. А его очки! Вроде тех, что носят токари на МАЗе время работы на станках, чтобы защитить глаза!

Какой-то дядька в кожаной куртке (???) и шарфе (?), представленный «народным артистом России», несет «Россия витально вечная, потому что двое близнецов — это уникально». Глаз успевает удивиться: у человека на глазах одни очки, а вторые — на лбу. Причем те, что на лбу, — черные. При повторном просмотре замечаешь: черные очки маскируют лысину. Икона стиля!
Какая-то барыня, которая неистово басит: «Нам постоянно говорят, наша российская молодежь не такая, что она пьет пиво и колется!» Барыня одета в черную бархатную (!!!) блузу, по краю которой идет вышивка из черного люрекса и блесток! No comment!
«Россия, Украина, Армения! Они же наши!» — говорит красавица в красном платье. Платье оставляет впечатление, что красавица прибежала на эфир из клубешника и не успела переодеться.
А этот дядя в белом гольфе, «певец и по совместительству депутат Госдумы»? Повторюсь, он одет в белый гольф с высоким горлом — причем не на легкие брюки такого же белого цвета, что еще можно было бы как-то понять, а на брутальные голубые джинсы. Он подобен человеку, который только что вышел из леса. Где его шампур с шашлыками?
Вот какой-то мужчина с серьезным лицом, также «народный артист», рассуждает о том, что «70 лет назад была Курская битва, но она продолжается! Курянки наши вон как поют! Соловушки наши!» Он одет в красный пиджак на фиолетовую рубашку. Повторюсь, пиджак — красный.
Когда-то Москва была местом, на которое белорусы смотрели со скрытым уважением: там много денег, там моднявые стилисты, там фэшн-рынок, там люди знают, как одеваться. В последние годы появилось ощущение, что что-то сильно изменилось. Я не хочу сказать, что русские плохо одеваются. Я хочу сказать, что те русские, которых показывать по федеральным каналам, одеты безвкусно. Лучшее доказательство — Александр Васильев, который ведет «Модный приговор».
Второе: как они себя ведут
«Сестры Толмачевы — это солнце, которое взошло над Копенгагеном! Оно осветило всю нашу студию! Всю Россию! Спасибо вам!» — ведущий молитвенно складывает ладони на груди, словно обращается не к победителям полуфинала не самой большого музыкального конкурса на Земле, а к Богу. Или к ветеранам.
Первые две минуты просмотра не можешь избавиться от ощущения, что это какой-то очень дорогой арт-проект в жанре mockumentary, постановка или даже компьютерная анимация. Потому что в жизни не может быть так, как в романах Сорокина.
Ведущий признается, что у него «слезы наворачивались на глаза». Откуда такая экзальтация? Зачем трагизм? Какие «слезы» на «Евровидении»? Но потом вспоминаешь о войне (о Войне!) и все понимаешь.

Повторюсь, из этого видео можно понять все — новую внешнеполитическую доктрину Кремля и даже новую русскую идею. «Шоколадный заяц» Пьер Нарцисс на ломаном русском языке начинает угрожать Западу («Какая страна! Сильная, Могучая! И я верю! Россия будет на коленях, я имею в виду, Америка будет на коленях! России!») Мужчина рядом с Пьером подхватывает этот тезис исконным российским выкриком «Йес!» В зале царит атмосфера братской любви и единения. Это такая новая «дружба народов» — когда камерунец оскорбляет Америку, но ему не хватает языка, и он оскорбляет и Россию, но никто не обижается, потому что он оскорбляет Америку.
А этот эпизод с дамой в кокошнике, которая перехватывает инициативу и начинает ходить по залу и вещать про «вот эту Рррусь!» Ее пытаются остановить, но это невозможно — остановить даму в кокошнике. «Мы бы хотели узнать, какие все-таки политические взгляды у Маши и у Насти», — интересуется Жириновский. Вышеупомянутый человек в белом гольфе поет «Этот день победы», и зал встает. Несмотря на белый гольф. Представительница родительского комитета вырывает у ведущего микрофон, а тот его не отдает. А она все равно вырывает!
«Наши девочки принесли в Европу целомудрие, про которое там забыли… Они заразят Европу целомудренностью, чистотой и духовностью», — пророчит кто-то.
«Слезы наворачивались на глаза от того света, который они излучали, — бьется в истерике ведущий — Потому столько света у них на сцене, что столько света у них в душах».
Свет струится поверх березок, ветер разносит споры света Толмачевых по Европе. Световое зерно прорастет и засияет целомудренностью и духовностью на весь континент. Бабы в кокошниках водят хоровод, поет «Этот день победы» человек в белом гольфе, артист и депутат. Скоро так будет везде. Не верите — спросите у стилиста, который консультирует Жириновского.
И пусть трыумфатаркай «Евровидения» называют Кончиту Вурст, свет, целомудрие и духовность уже победили. В одной отдельно взятой стране.
Комментарии