Премия Гедройца — это лучшее, что случалось с белорусской литературой последних лет. При щедрой польской поддержке белорусские литераторы получили уникальную возможность заполучить достойные награды за свою работу. В этом году премия будет вручаться в третий раз.

Уже отобраны 12 книг, попавших в «большой список» премии. Потом жюри отберет шесть лучших, а среди них будет определена тройка призеров. Сейчас на сайте премии появляются рецензии на книги из «лонг-листа».

В уставе премии написано, что среди ее целей: «Популяризировать современную белорусскую литературу в Беларуси и Польше». Так вот: по ознакомлении с рецензиями персонально у меня бы появилось желание прочитать только две книги: «Разбитое сердце Витовта» Сергея Веретило и «Сказки для взрослых» Адама Глобуса.

Если бы не прочитал еще в январе постмодернистский роман Артура Клинова «Стеклотара», то вряд ли бы у меня возникло желание полистать книгу после рецензии Анна Кислицыной, которая ярко сравнивает книгу с публичной мастурбацией, зрители (читатели) при этом автора словно и не волнуют.

«Все, что делает Клинов, — это приватный танец соло, и нелепо ожидать, что он может выполняться в паре или для каких бы то ни было зрителей». В отличие от Кислицыной, я не знаю личной жизни Клинова, знаком с ним только по фейсбуку. Возможно поэтому для меня «Стеклотара» — это просто роман, а не просмотр «Дома-2» с узнаваемыми декорациями и героями. Все знакомые, которые читали книгу Клинова, высокого мнения о ней. Отзывы на livelib.ru также позитивные.

Возвращаемся к телевизору. «Все эти гангстеры, Шестаковичи, актеры и бизнесмены выглядят так схематично, будто их только что вытащили из телеящика, по которому как раз крутят сериал пятого сорта, где бешено смешались сюжетные штампы, бытовые стереотипы, устаревшие представления о dolce vita и множество других звуковых эффектов». Это пишет Анна Янкута о книге Владислава Ахроменко. Правда, потом поправляется: «узнаваемость и повторяемость делает сериалы (хоть книжные, хоть телевизионные) такими привлекательными». Опять мне немного непонятно: зачем «смотреть сериалы пятого сорта», если есть первого или высшего?

Екатерина Матиевская в рецензии к «Сорочьему радио» Екатерины Оаро отмечает: «Страдания героини настолько гипертрофированы, что в них не очень верится: журналистка готова заплакать от любого слова, сказанного с намеком на ее недоработку. Без художественной обработки образов это дневник, и чем он отличается, например, от поста в ЖЖ, определить сложно, так как черно-белый способ обнаружения в сочетании с надрывом, о котором пойдет речь ниже, никаких особенностей стиля не диктует». Так это одна из лучших книг года по версии жюри!

При целом позитивной рецензии на «Зкімбы-зымбы» Александра Лукашука Павел Абрамович не удерживается, чтобы не заметить: «Нужно ли сетовать, что «Зкімбам-зымбам» не хватает художественности и свежести, чтобы произведением называться, чтобы быть достойным участником литературного процесса?..» Хотя потом Абрамович все же объясняет, почему книгу читать стоит.

Денис Мартинович так пишет о книге Наталки Харитонюк «Смерть лесбиянки»: «Автор начинает путаться в лабиринтах литературной игры, которую сама же и создала… Финал «Смерти лесбиянки» напомнил мне поведение ребенка. Когда ему надоедает играть и не хочется возвращать игрушки на место, он бросает их, выходит из игры и начинает заниматься другими делами».

Ян Максимюк делает множество комплиментов одной из частей «Минутки» Игоря Бобкова, но о другой пишет: «Проблема здесь также и с действием, то есть с сюжетом. Его там на самом деле нет».

Кто целевая аудитория рецензии Ирины Шевляковой о книге Людмилы Рублевской, вообще сказать трудно. Протиснуться через нее навороты сложно с первого предложения:

«Последовательность в контексте энергичных блужданий белорусской литературы начала XXI века невольно воспринимается как новая революционность».

После прочтения рецензий складывается впечатление, что членам жюри пришлось выбирать не «лучшее среди лучшего», а «более-менее среди полной фигни». И как тут будешь популяризировать?

Вопрос даже не к литературным критикам. Они писали как считали нужным. Вопрос к оргкомитету премии, которая, по идее, существует для того, чтобы белорусскую литературу читало большее количество людей. Заходишь на сайт премии, а там ничего другого, помимо упомянутых рецензий, нету… Стоило бы формулировать задачу рецензентом иначе: почему эта книга достойна, что в ней значительного?

Лично я прочитал почти все книги, что попали в «лонг-лист» и там очень много хорошей, интересной, талантливой прозы.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?