Наш соотечественник Владимир Суслов строит в Лимассоле новый автомобиль на солнечных батареях, готовится к тренировкам на треке и планирует взять на гонках-2015 главный приз. Не исключено, что под белорусским флагом.

На Кипре Владимир Суслов живет более 10 лет. Подробности, которые привели этого человека на остров, заслуживают отдельного рассказа.

Увлеченный альтернативными источниками энергии Владимир, физик-ядерщик по образованию, добился приза за лучший дизайн спроектированного и построенного им автомобиля на солнечных батареях — solar car.

Ветряки и солнечные панели все сильней увлекают исследователей. Власти солнечного Кипра давно «раскачивают» население острова, убеждая устанавливать солнечные панели для освещения и обогрева. Отдельное направление — solar car. С 2010 года Кипрский институт по изучению альтернативной энергии проводит гонки на автомобилях, топливо для которых ничего не стоит.

На гонках, состоявшихся 22 июня в центре Никосии, Владимир Суслов занял второе место, уступив победителю несколько кругов. «Мы лидировали первую половину гонки,но у автомобиля отказал контроллер, вынудив на некоторое время прекратить движение. Поломка досадная, но объяснимая: поездка по центральным улицам Никосии была для моего solar car первой»..

Куда поедет автомобиль на солнечных батареях дальше, сколько стоит и легко ли сделать solar car самостоятельно, Владимир рассказал «Ежедневнику» по Skype – из мастерской в Лимассоле.

— Когда заинтересовались автомобилями на солнечных батареях?

— Как только приехал на Кипр. Альтернативная энергия меня интересует давно, а солнца на острове так много, что его надо утилизировать.

— Но солнечных батарей на Кипре много — и на крышах, и во дворах домов. Утилизируют и без вас!

- Солнечные осветители установлены далеко не в каждом дворе, киприоты пока греют солнцем воду в пластиковых бочках, установленных на крыше. Широко рекламируясь, солнечные панели не находят особого спроса — местное население очень уж инертное, его нужно долго раскачивать, прежде чем оно начнет что-то делать.

Автомобилей на солнечных батареях нет совсем, только гоночные. Для участия в дорожном движении solar car должен пройти регистрацию, а это крайне сложно — слишком уж он необычный.

— Дорогая ли это затея — собрать solar car?

— Скорее, хлопотная. По финансам можно дешево, а можно и дорого — кто как исхитрится. Мой автомобиль, к примеру, собран из подручных материалов, покупали только алюминий для кузова, трубы квадратного сечения для подвески, контроллеры и солнечные батареи.

Подвеска самодельная, на резиновых стержнях, простая, легкая, комфортабельная и конструктивная. С ее помощью обеспечили наклон солнечных панелей. Стратегически это очень важно – ловить солнце.

Рулевое управление от старинного французского грузовика, ветровое стекло – от ретро-автомобиля Triumph (Англия), колеса от скутера Dio, электромотор мощностью в 3 квт тоже от скутера, только китайского производства. Мотором, встроенным в колесо, доволен – с ним машина буквально летела.

Дороже всего обошлись солнечные панели калининградского производства, легкие и гибкие. В конструкции их 11, общая площадь — 9 м.кв., заказывали в России, переплачивая на всех этапах, окончательной цены панелей не помню. Всего в автомобиль вложили около 6 тысяч евро.

— Странно, что солнечные батареи нашли в России, а не на Кипре, где источников альтернативного освещения все же куда больше…

— Такие панели, как у нас, гибкие и легкие, на Кипре не производят. Между тем, именно они дали нашей машине определенное преимущество. Вся панель весит около 20 кг – это очень мало!

— Рассказывая о работе, вы говорите «мы». Вам помогали?

— Для работы над solar car организовали клуб «РА» – реализация альтернатив, куда вошла группа минчан, в настоящее время проживающих на Кипре. Это четверо активистов и около десятка интересующихся.

— Кто по образованию люди, самостоятельно собравшие «солнечную машину»?

— Solar car собирал я, физик-ядерщик, выпускник физического факультета БГУ. Остальные члены клуба — бизнесмены, спонсировавшие проект.

Работать над автомобилем начали несколько лет назад, целью поставили участие а гонках-2013. Но незадолго до этого на Кипре случился кризис, нам объявили об отмене гонок. Потом, правда, деньги нашлись, гонки состоялись, но без нас — мы временно прекратили конструкторские работы. В этом году автомобиль собрали за полтора месяца. Это была ежедневная работа, помощь в которой кроме членов клуба оказал знакомый одного из них — доктор Александр, приехавший на отдых. Практичный и деловой, он помог советами, хотя конструкторского образования у него нет. Мы еле успели — еще в день техосмотра, который обязаны пройти автомобили-участники, мы еще доделывали solar car.

— Как выглядят гонки?

— Как обычные, с той лишь разницей, что шума и дыма автомобили-участники не производят. До сих пор гонки проходили в деревне Героскипу, что недалеко от Пафоса, зрителей не было, организация хромала. В этом году мероприятие организовали в центру Никосии. Круговой маршрут длиной 1,6 км проложили по трем главным улицам, стояли полицейские, за ними — толпа зрителей. Людей было очень много, хотя весь периметр люди не заполнили — это все же не Формула-1.

Движение продолжалось три часа, на один автомобиль полагалось три водителя, каждый садился за руль два раза. Кто проехал больше кругов, тот и выиграл. Лучший результат — 65 кругов, мы на втором месте — 57.

— На соревнования приезжали из других городов?

— Да, киприоты любят гонки. В числе участников были две иностранные команды — из Палестины и Джордана. Нашу хотели записать как белорусскую, но мы, подумав, отказались, представившись частным клубом — никакого отношения Беларусь к нашему solar car не имела ни идейно, ни материально. Но если страна, из которой я приехал, заинтересуется проектом, с удовольствием представлю ее на соревнованиях в 2015 году.

— Маловероятно, что проектом заинтересуются: все же гонки на Кипре можно назвать локальными, в Беларуси они не известны. Сами на белорусские организации выходить не пробовали?

— Острой необходимости в этом у меня пока нет: денег хватает, идет строительство второй solar car. Побороться за честь своей страны рад, вот только солнечная энергия не является у белорусов приоритетной, да и власти не особо ею интересуется.

— …как и в иных северных странах, где не так много солнца, как на Кипре?

— Неправда — у северных стран большой интерес в использовании солнечной энергии! На чемпионате мира в Австралии регулярно побеждают датчане. Все зависит от желания участвовать в гонках, изучая возможности Solar car.

— Насколько велик интерес к гонкам на solar car у киприотов?

— Киприоты любят гонки — на раритетных машинах, спортивных, solar car. Последние, на мой взгляд, самые интересные — автомобили летят, не издавая звука, воздух чистый. Интересно, что никакой электромобиль не проработает три часа, только solar car способен на такое. Потому и длятся соревнования три часа — чтобы машины показали: они ездят дольше, чем электромобили, пока светит солнце.

— Можно ли зарядить автомобиль для ночной поездки?

— Да. Мой автомобиль за 20—30 минут заряжается для езды на час.

— Сложно ли принять участие в гонках?

— Нет. Нужен только автомобиль, который пройдет техосмотр. В этом году набралось 10 машин, в следующем, возможно, будет больше.

— Есть ли ограничения в допуске?

— Да, и много. Обязательно наличие металлической дуги, которая защищает водителя, ограничены длина (не более 5 метров), ширина (не более 1,8 м) и высота (не более 1,6 м), вес и тип батареи. Можно использовать только свинцово-кислотную весом до 60 кг.

— Кто может сесть за руль автомобиля на солнечных батареях?

— Любой желающий — водительского удостоверения для того, чтобы управлять solar car, не требуется.

— Какова стоимость владения автомобилем?

— Нулевая, если не считать материалов на его постройку и самой работы. Это один из видов транспорта будущего, который можно собрать из подручных материалов, а «заправлять» солнцем.

— А сколько составляет срок эксплуатации?

— Сколь угодно долго, если ухаживать за автомобилем.

— Изменилась ли ваша жизнь после гонок?

— Да. Я доказал, что могу сделать автомобиль на солнечных батареях. Приятно, что после гонок многие стали интересоваться solar car. Появились желающие участвовать в новом проекте — создании второй машины на солнечных батареях.

— Но для чего вам автомобиль, на котором никуда нельзя поехать?

— Для тренировок на треке. Это интересно само по себе и полезно — в следующем году я планирую победить.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?