В последнее время Беларусь демонстрирует невиданную с начала 90-х внешнеполитическую активность. На первый взгляд кажется, что избранная линия касательно агрессии России против Украины — правильная и соответствует долговременным интересам нашей страны. Среди прочего, она создает благоприятный фон для нормализации отношений с США и Европейским Союзом. Вместе с тем,
чтобы рассчитывать на настоящие изменения в международном статусе Беларуси, Лукашенко должен принять меры внутри страны.
Переговоры в Минске 26 августа — важнейшее международное событие в современной истории Беларуси. Однако это достижение, которое так хочется назвать победой белорусского дипломатии, может быть и простым выбором наиболее удобного места, и пониманием того, что Беларусь, как сосед Украины и России, имеет право на место за столом переговоров.
На практике эти переговоры для белорусского дипломатии — не более, чем повод напомнить миру о Беларуси. Роль Лукашенко на них не может быть центральной по причине его несамостоятельности, низкого международного авторитета и ограниченных ресурсов Беларуси. Только примирительной риторикой и харизмой на такой сложный конфликт действенно не повлиять.
Да, проведение переговоров в Минске отражает особое место Беларуси в конфликте в Украине. Событие придаст импульс положительному восприятию суверенитета Беларуси. Но только для восприятия, так как внутреннее и международное положение Беларуси остается чрезвычайно уязвимым, а изменения происходят очень незначительные.
Усугубляется зависимость Беларуси от России в экономике, торговле, инвестициях, финансах. Внешняя политика ограничена жестким контролем Москвы, особенно над теми инициативами, которые направлены на Запад. В дополнение к действующим российских военных объектов открываются новые базы. Такие процессы происходят не благодаря здоровым межгосударственным отношениям под надзором общества, а в результате жесткого давления со стороны режима Путина.
Как участник Евразийского экономического союза, Беларусь находится очень близко к России. Взаимный обмен санкциями между Западом и Россией создает определенные возможности для Беларуси в короткой перспективе. Однако
в условиях конфронтации Россия будет только беднеть и ослабевать, но никак не богатеть и крепнуть.
Взаимные санкции, освоение Крыма, сокращение экспорта энергоресурсов, стремительная милитаризация страны приведут к тому, что
Россия будет терять свою силу финансиста, инвестора и покупателя белорусской продукции. Технологически отсталая Россия не может быть источником модернизации Беларуси.
В сумме, Беларусь находится в жесткой сцепке с Россией во всех измерениях. Если такое состояние будет сохраняться, Беларусь будет двигаться ко дну вместе с Россией.
Москва не позволит Беларуси процветать, а Лукашенко — укреплять свою власть за счет ослабления России и Путина.
Кремль действует так, чтобы углублять зависимость Беларуси и будет препятствовать, а не способствовать полноценным отношениям с Западом.
Нельзя исключать, что, в качестве реакции на отчасти взвешенную позицию Беларуси, Запад может пойти на корректировку подходов касательно режима Лукашенко и форм взаимодействия с ним. Признаки этого уже есть. Но нормализацией отношений такие сдвиги называть нельзя. Важно понимать: США и ЕС не станут резко и качественно менять отношения с официальным Минском только на основании «сдержанной позиции Лукашенко по Украине».
Лукашенко старается подать себя как силу, которая нужна и Востока, и Запада. Однако действительность такова, что
Лукашенко отчаянно нуждается во внешней поддержке. Для него чрезвычайно желательно, чтобы на этот раз поддержка пришла с Запада.
Это и потребность в поддержке Международного валютного фонда, и в недвусмысленном признании Западом суверенитета и независимости Беларуси на фоне российской агрессии против Украины. Это и потребность в подтверждении легитимности его личной власти в Беларуси, особенно в контексте выборов 2015 года.
Для того, чтобы снять препятствия к настоящей нормализации отношений с США и ЕС, Лукашенко должен сделать шаги по оздоровлению внутриполитической жизни в Беларуси:
— освобождение и полное восстановление прав всех политических заключенных;
— создание равных условий для избирательного процесса;
— проведение справедливых свободных демократических выборов.
Лукашенко знает, что нужно сделать, чтобы начать выход из самоизоляции.
К сожалению, страх Лукашенко перед политической конкуренцией, его жажда власти и плохое состояние экономики делают такой сценарий маловероятным. Длительное время режим не пытается даже имитировать попытки общественного диалога.
Вместо этого в белорусском дипломатии господствует стратегия заставить Запад принять положение в Беларуси как нормальное.
Однако упорные попытки «очеловечить» и легитимизировать политический режим в его существующем виде результата не дадут. Возможен лишь непродолжительный эффект, после чего будет возвращение к цельного неприятия режима. Достаточно дождаться очередных «выборов».
В условиях зависимости Беларуси от Кремля, агрессивной политики Москвы и углубления конфронтации между Западом и Россией попытки изменить на Западе восприятие белорусских реалий вместо практических мер по оздоровлению общественной жизни и экономики страны будут иметь тяжелые последствия для суверенитета и независимости Беларуси.
* * *
Валерий Ковалевский — выпускник магистрской программы Школы международных отношений Джорджтаунского университета в Вашингтоне. С 1998 по 2006 белорусский дипломат.