03.12.2014 / 16:41

Государственный долг - причины и последствия

 

Экономическая стабильность многих государств на данный момент находится под большим вопросом. Многие из них, в том числе и достаточно влиятельные и могущественные, такие как США или Великобритания имеют значительный внешний долг, который легко может привести к дефолту. Подобные ситуации не так давно произошли в Греции и на Кипре, где ситуация из плохой быстро стала критической. И главным образом это отразилось на рядовых гражданах, для которых были сокращены различные социальные выплаты, уменьшилась зарплата, а некоторые предприятия, вообще, были вынуждены закрыться, вследствие чего десятки тысяч людей остались и вовсе без работы. Граждане были вынуждены выходить на митинги, акции протеста, но все эти мероприятия никоим образом не повлияли на ситуацию, так как всему виной был государственный долг.

Как возникает государственный долг

Государственный долг, по сути, обычный заем. Только в этом случае речь идет о внушительных суммах. Ситуация возникает не на пустом месте. Вначале в стране возникает дефицит бюджета. Причин для этого может быть несколько, от стихийного бедствия, на ликвидацию последствий которого требуются значительные суммы, до завышения расходов на различные социальные программы. Когда возникают финансовые сложности. Государство вынуждено обратиться за помощью к тем, кто на данный момент находиться в более стабильном положении. Займ чаще всего представляется в долларах США, хотя бывают и исключения, когда используется национальная валюта. 

Узнать о том, какой долг имеет любая из стран совсем не сложно. Эти данные есть на официальном сайте МВФ. Лидером, как это ни парадоксально, является США. Долг этой страны к началу 2014 года составлял почти 18 трлн.долларов. Почти в два раза меньший долг у Японии – 10 трлн.долларов. Она находится на втором месте. Замыкает тройку Китай с долгом в 4 трлн.долларов. В основной десятке должников оказались такие европейские страны, как Франция, Германия и Великобритания. Общемировой государственный долг в 2014 году составил 60 триллионов дол.США.

Япония долгое время считалась довольно стабильным государством, до событий 2001 года, когда на территории страны произошло цунами. Правительство было вынуждено брать займ, чтобы справиться с последствиями наводнения. Как следствие, Япония стала лидером среди должников, имеющих самый большой процент государственного долга по отношению к ВВП – 242%. Вторую позицию в этом списке занимает Греция – 174%, а у Италии, находящейся на 3-м месте – 133%.

Внешний государственный долг также можно рассматривать с позиции долга на душу населения. В этом случае вся сумма займа делится на всех граждан страны. В этом списке Япония также является лидером, так как на каждого японца приходится по 100 тыс.долларов. Вторая в списке Ирландия, замыкает тройку США. Конечно, подобная ситуация в стране не устраивает ни политиков, ни граждан, но справиться с возникшими проблемами не так-то просто. Внешние долги становятся серьезным препятствием для экономического роста. Доходы государства уменьшаются и правительству все чаще приходится обращаться за помощью к другим странам.

Как возникает дефицит бюджета?

Учитывая стабильность и высокие показатели ВВП в некоторых странах, сложно представить, что они будут обращаться к кредиторам. Но если вникнуть в суть проблемы, причины таких действий вполне понятны и в большинстве случаев оправданы. Основными причинами возникновения долга становятся:

  • увеличение расходов на военные программы;
  • финансирование социальных обязательств;
  • инвестиции в экономику государства.

И каждый из этих пунктов в той или иной ситуации может привести к займу. Конечно, это является крайней мерой, именно поэтому правительство каждой страны старается не доводить ситуацию до такой ситуации. Но, несмотря на это, долги США, Японии, Португалии и многих других стран все продолжают расти.

Иногда правительству удается сдержать рост внешнего долга, а в некоторых случаях и полностью остановить его. Для этого могут применяться следующие шаги:

  • Пересматривается сама структура госкредитования. Финансовые проблемы не должны влиять на безопасность всего государства.
  • Предпринимаются все меры, чтобы долг не увеличивался. Если нет возможности его уменьшить, постараться хотя бы сохранить сумму займа на прежнем уровне.
  • По возможности, уменьшить период займа, что приведет к уменьшению процентов и как следствие, избавит от дополнительных трат.
  • Правильное использование кредитных средств, в первую очередь, на развитие экономики.
  • Своевременное погашение долга, что избавит от штрафных санкций. К тому же, кредитная история, в этом случае, позволит снизить процентную ставку при следующих займах.
  • Экономический, финансовый и политический отделы государства должны работать сообща. Это позволит не только правильно распределять всю сумму займа, но и в полной мере осуществлять контроль над этими тратами.
  • Участие в саммитах, где обговариваются различные способы уменьшения внешнего долга страны.

 Наиболее серьезный урон финансовой стабильности может нанести любой финансовый кризис и каждая страна всячески старается этого не допустить. Один из самых надежных способов – максимальное развитие экономики внутри государства. Не менее ощутимый эффект приносит и экономия средств по различным направлениям. Эти методы достаточно результативны, хотя следует понимать, что все проблемы не решаются в один миг. Для того, чтобы можно было говорить об эффективности выбранного курса, должно пройти довольно много времени в условиях жесткой экономии. В противном случае стране не уберечься от дефолта.

Внешний долг Беларуси

По сравнению со многими странами Европы, Беларусь находится в достаточно выгодном положении. Конечно, внешний долг является не таким уж и маленьким, в 2014 году он составил около 13 млрд.долларов. При этом долговые обязательства погашаются в полном объеме, так как большинство таких займов являются краткосрочными, их удается гасить на протяжении года. И, хотя, зачастую сумма выплат иногда очень внушительная для небольшого государства, на данном этапе такие действия являются оправданными, так как позволяют поддерживать хорошую кредитную историю. А, значит, Беларусь может рассчитывать на меньший процент по займу и существенную экономию собственных средств. При этом многие западные эксперты не столь оптимистичны в отношении Беларуси, ведь с каждым годом рассчитываться по долгам становиться все труднее – сумма займа постоянно увеличиваться, чего нельзя сказать об производственных показателях.

На сдерживание суммы внешнего долга Беларуси влияет еще одно обстоятельство, которое, впрочем, нельзя назвать особо приятным. МВФ отказал Минску в последней заявке на очередной кредит. Валютный фонд требует от правительства Беларуси структурных реформ, только после этого заявка может быть рассмотрена комиссией. Насколько серьезно это обстоятельство повлияет на экономику страны в целом и на общие показатели внешнего государственного долга – покажет время.

Материал подготовлены сотрудниками компании «Деньги в долг инвест», сайт http://dengy.by/ - самые выгодные займы в Минске и Беларуси.