20 декабря Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел провел большую пресс-конференцию по случаю годовщины своего пребывания в Беларуси.
Большую часть своей пресс-конференции митрополит посвятил вопросу вероятной самоуправляемости Белорусской православной церкви, который впервые всплыл в СМИ 16 декабря 2014 года.
Митрополит пояснил, что в ходе собрания духовенства Минской митрополии один «весьма набожный человек включил микрофон и, можно сказать, в прямом эфире передавал то, что происходит на рабочей встрече».
В результате вышло так, оправдывался иерарх, что «необработанный, неконструктивный, дискуссионный материал был предан широкой общественности. Это каноническое и дисциплинарное нарушение вызвало целый ряд нездорового отношения и дискуссий», — добавил митрополит. По его словам, если бы решение было согласовано собранием, его необходимо было бы передать на обсуждение Синода, а уже потом — Патриарху.
Поэтому «в связи с реакцией общества» митрополит решил «снять этот вопрос с повестки дня». При этом следует заметить, что Павел не конкретизировал, идет ли речь о самоуправляемости БПЦ и применял в своем выступлении расплывчатое «этот вопрос».
«Любые решения Синода служат благу и единству нашей Церкви. В данном случае поезд ушел по незапланированному пути», — подытожил митрополит.
О белорусском языке
Митрополит в ответах на вопросы журналистов затронул и тему белорусского языка в православной церкви.
«Что касается введения белорусского языка в богослужении, то запретов ни церковных, ни каноничных на это не существует. Однако сразу хочу попросить: не надо собирать подписи, это не церковный метод. Если нужно, обратитесь к настоятелю. А настоятель как добрый пастырь должен решить, пойдет ли это на пользу или нет. Потому что были случаи, когда настоятель начинал служить по-белорусски, а люди уходили, потому что не понимали. В таком случае нужно думать и вырабатывать какие-то другие подходы», — пояснил митрополит.
Павел сказал, что сам он испытывает искушение не учить белорусский язык, поскольку вокруг все разговаривают по-русски:
«Когда я оказался в США, в среде, где разговаривают по-английски, я был вынужден волей-неволей как-то выучить. Однако здесь все говорят по-русски, и у меня есть большое искушение не учить язык. Если бы все мы говорили по-белорусски, я бы учил язык быстро. А ко мне подходили несколько женщин, спрашивали на хорошем белорусском, понимаю ли я. А я говорю, что я как тот пёсик: все понимаю, но сказать ничего не могу».
«Таму разумець разумею, а размаўляць мне яшчэ цяжка», — сказал Митрополит по-белорусски.
Карикатуры
Не обошлось и без вопроса о теракте в редакции французской сатирического журнала Charlie Hebdo.
Отвечая на вопрос о дозволенности карикатур на религиозную тематику, митрополит Павел сосредоточил внимание на вине карикатуристов в провоцировании верующих.
О недопустимости убийства человека пусть даже из оскорбленных чувств Павел не упомянул:
«Я не знаю, с чем это связано, Жили люди годами, веками жили рядом, дружили, работали, общались. И вдруг появляются карикатуры. Я не знаю, какая цель главная. Если показать свое мастерство художественное, вы сами можете увидеть: оно на таком уровне, что и искусством нельзя назвать. А вот вражду и ненависть оно посеет. И вот хочется задать вопрос: а зачем, кому это нужно? Ну кому? Чего они добились этим?»
«Сегодня любая карикатура, любое хула выступает некоей провокацией. Значит есть попытка раскачать образ жизни людей, поссорить людей. Но зачем было провоцировать? Вы же понимали, что намеренно провоцируете людей! Поэтому я считаю: это то ли провокация, то ли недальновидность людей, то ли злой замысел, направленный на то, чтобы спровоцировать противостояние в обществе», — сказал митрополит.
О продаже святой воды
Митрополит высказал несколько слов и о финансовой стороне церковной деятельности. По его словам, в БПЦ упорядочили некоторые моменты денежных отношений. Поэтому, например, теперь у всех собирателей милостыни есть свидетельство, доказывающее, что собиратель не мошенник и собранные средства будут использованы на нужды церкви.
Продажу святой воды Митрополит назвал «недопустимой»: «Это нонсенс продавать святую воду.
Это глупость.
Если вы хотите помочь, помогайте. Но если я узнаю что продают святую воду, я буду наказывать. Другое дело, вы можете объяснить и сказать, что потратили деньги на емкости, на то, чтобы воду привезти, и попросить добровольное пожертвование. Но продавать святую воду недопустимо».