В 2012 году на трассе Минск—Гродно произошла «громкая» авария. Бывший член Совета республики, руководитель сельхозпредприятия «Можейково» Казимир Рахатко на служебном джипе «Тойота Ленд Крузер» протаранил «Опель Астру».
Причем ситуация была такой: на пустой дороге «Тойота» выехала на встречную полосу. В «Астре» ехали шестеро человек.
Водитель, его жена и 8-летняя дочь, теща и тесть, сестра жены — все попали в больницу. 53-летний тесть в реанимации умер. Остальные получили переломы рук и ног, у жены водителя проблемы с позвоночником. Рахатко также попал в больницу. Правда, с небольшими травмами.
Сразу пошли слухи о том, что за решетку Рахатко не попадет. Мол, такой человек… Так и получилось.
На бывшего сенатора завели уголовное дело за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Но в конце года расследование тихо остановили. Тогда этот факт не афишировался.
Как сообщила нам представитель Следственного комитета Юлия Гончарова, вина обвиняемого была доказана. Он ее признал. И было принято решение прекратить дело «в связи с актом амнистии».
Основаниями стали солидный возраст Рахатко и то, что преступление совершено не умышленно.
Но со временем возникла новая коллизия. Казимир Рахатко ремонт рабочего джипа провел за средства своего предприятия.
Районный прокурор счел это незаконным. И подал в суд — на возмещение ущерба Лидскому районному сельскохозяйственному унитарному предприятию «Можейково», которое в течение многих лет Рахатко и возглавлял.
Оказалось, что за ремонт «Тойоты» предприятие «Можейково» выплатило 342.773.100 (!) белорусских рублей.
Это сумасшедшие деньги, тем более для села. На конец 2012 года сумма была эквивалентна почти $40 тысячам — цена новой машины.
Лидский районный суд 29 октября 2014 эту сумму снизил вдвое: Казимира Рахатко обязали выплатить 170 миллионов.
Но экс-сенатор посчитал и эту сумму чересчур высокой — решил обжаловать.
«Я просил бы уменьшить возмещение вреда в связи с тем, что 30 лет отработал на предприятии… Скорости я не превысил, просто вышел на левую сторону движения и что-то случилось по состоянию здоровья», — просил Рахатко на заседании областного суда 26 января.
И обращал внимание, что вся сумма — это ремонт автомобиля с учетом общей амортизации, а не только последствий аварии. «Этому джипу уже 12 лет».
Известно, что во время ремонта салон джипа обтянули кожей.
«Ведь сидения уже были порваны», — оправдывался Рахатко.
Теперь суду, чтобы определить, какая сумма ушла именно на устранение последствий аварии, следует обращаться к экспертам.
«Кто будет платить за экспертизу? — спрашивал судья. — Эксперт пальцем не пошевелит без оплаты. Будете платить?»
«Нет, не буду», — отнекивался Рахатко. Его предприятие «Можейково» также отказалось.
В результате коллегия судей приняла решение приостановить дело и назначить экспертизу. А расходы по ее проведению пока возложить на предприятие.
Казимир Рахатко отказался ответить на вопросы журналиста «Нашей Нивы». Сказал только, что ушел с поста директора в «Можейково» год тому назад.
Не по собственному желанию.
* * *
Казимир Рахатко родился в сентябре 1952 года.
По образованию он инженер-механик, экономист-менеджер. Возглавлял ЛРСУП «Можейково».
Член Совета республики (2000—2008). В 2003 в Академии наук защитил кандидатскую диссертацию «Регулирование аграрных отношений в условиях трансформационной экономики Республики Беларусь». В 2010 г. был членом инициативной группы по выдвижению Лукашенко кандидатом в президенты.
* * *
«Можейково» — одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий страны.
Там занимаются овощеводством, животноводством, выпуском водочной продукции.
В 2005 г. «Можейково» стала победителем «Дожинок». Правда, в 2013 г. «Можейково» перешло в категорию убыточных. Задолженность по кредитам составляла 88 миллиардов рублей.
Новый руководитель предприятия — Петр Ровба.