Под «нашенивской» новостью о том, что Valentino на четвертой неделе моды в Париже показал коллекцию жилеток, жупанов и платьев, «посвященную» нашему земляку Марку Шагалу, — уйма лайков. Что свидетельствует о том, что читатели не совсем поняли, что происходит. Попробую объяснить.

Коллекция Valentino состоит из двух основных компонентов: условно этнического (первые три фото по ссылке) и условно «роскошного» или «пост-этнически-утонченного».

Вокруг этнических изделий коллекции сразу возник спор, белорусские ли они. Многие из специалистов и знатоков узоров и паттернов высказались так, что жупан отсылает к распространенному в северных Карпатах традиционному гуцульскому костюму. Что характерно, русские патриоты сразу затеяли холивар на тему того, что модели Valentino, безусловно, навеяны русскими традиционными костюмами, и если кто-то не видит на моделях кокошников, то он просто плохо смотрит. Питерский пользователь Facebook Максим Черницов отметил у себя в блоге, что «дизайнеры дома Valentino превращают русский народный костюм в коллекцию haute couture».

Если у вас потянулась рука поспорить с Черницовым, не торопитесь, а просмотрите этническую часть коллекции внимательно. Поверьте человеку, который потратил на это много часов: рядом с «лЮбыми» белорусскому сердцу вышиванками здесь живут самые трушные русские сарафаны (смотрите вторую фотку здесь).

Кому-то может показаться, что модный дом Valentino заболел шизофренией, смешивая в одном шейкере русский, такой не похожий на наш, белорусский, такой не похожий на русский, и украинский традиционный костюм. Но то, что произошло, гораздо неприятнее для нас. И для Шагала, кстати.

Дело в том, что когда смотришь из Италии: что Россия, что Украина, что Беларусь — это буквально одно и то же. Нет, Valentino не хотел обидеть нас, унижая включением в Россию. Он просто искренне не видит различий! И не только он, кстати: для всей Западной Европы Россия, Беларусь, Украина — это одна страна, условное «славянское СССР».

Марк Шагал в венской «Альбертине» висит в зале «Русское искусство». И тут начинается самая интересная часть истории. Часть, касающаяся Шагала.

Ведь именно отсюда — «из России» — прыгнули в коллекцию «вышиванки». Кто из белорусских патриотов допустил, что Valentino настолько хорошо знает биографию и происхождение Шагала, что сумел понять: художник — белорус? Потому что родился то в Витебске (при том, что в половине западных биографий Шагала местом рождения значится Liozno, Russia)? Так давайте будем реалистами — даже среди зарубежных специалистов, исследователей Шагала, новость о том, что Витебск теперь — это не Россия, вызывает шок!

Далее. Вы думаете, что, узнав откуда-нибудь о сложной судьбе Витебска, его многочисленной смене государственной принадлежности в 1920-е (БССР в конечном составе была сформирована только в 1924-м; вопросу шагаловской идентичности посвящен отдельный раздел в моей книге «Родина. Марк Шагал в Витебске в 1914-1920-х», которая должна выйти на русском языке в этом году), узнав об этом и разобравшись в этом, Valentino решил обратиться к эстетическим корням, составляющим белорусскую идентичность? Не слишком ли значительная исследовательская работа как для итальянского дизайнера? Вам не кажется?

Марк Шагал повсюду говорил о том, что он — русский художник.

Время от времени отмечал, что он «русский еврейский художник». Прилагательное «белорусский» не звучал из его уст ни разу (!). Это большая работа — вернуть Шагала Беларуси, и, поверьте, модный дом Valentino этой работой заниматься не будет.

И последний поворот. Можно было бы допустить, что «белорусские вышиванки» шагнули в коллекцию haute couture прямо с полотен Шагала. Что у него есть полотна, на которых его сородичи водят хороводы вокруг бело-красно-белого флага, с отчетливо видными на спинах татухами с «Погоней», и где-то в небесах уже вырисовывается полупрозрачный портрет Зенона.

Но хотел бы разочаровать.

Впечатление об этническом происхождении земляков Шагала можно получить, например, по этой вот картине.

Блеклые невыразительные фигуры, многие в длинных пальто, еще кто-то в форме солдат царской армии: скрипки, бороды, сапоги. Никаких вышиванок. Городские жители на полотнах витебского периода обычно одеты интернационально, без белорусских этнических черт (но иногда с еврейскими). Поэтому я не знаю, что и как в этой модной коллекции взято из работ Шагала. Для меня главный узнаваемый женский образ «белорусского периода» — магическая возлюбленная художника, Белла (на самом деле Берта) Шагал. Величественная, красивая, одетая в одно и то же платье — черное, с широким белым воротником. Вот она на фоне небес, вот она же с Марком.

То, что мы видим у Valentino, — никакие не размышления над силуэтом Беллы, но то, что style.com четко определяет как «Russian pieces».

Единственный отблеск истинного Шагала, который тронул меня в этой коллекции, — живые ромашки в прическах моделей. И где они нашли ромашки в феврале? Вот это чудо — действительно что-то от шагаловской колористики и пластики, от его мистического символизма.

В каком-то смысле история о том, что Valentino коммерчески удачно «вдохновился» Шагалом, напоминает, как в середине нулевых в Беларуси начали продавать водку «Шагал», чем очень удивили мировой Шагаловский комитет. Коммерсанты даже доказать потом пытались, что не имели в виду того самого Шагала, что название пришло от условного Шагала, и этот самый «условный Шагал» стал мемом в среде молодых исследователей.

Но с другой стороны, Valentino — дизайнер модный. Уже в мае его «Russian pieces» будет носить весь Голливуд. И говорить при этом о Шагале, упоминая имя нашего знаменитого земляка.

У Беларуси появится шанс на этой волне заявить о своей роли в жизни мастера, напомнить о Витебске, витебской художественной школе и обо всем, что происходило в городе в 1918—1920 гг. Будем надеяться, хотя бы до чьего-нибудь ума дойдет, что бабы в кокошниках с медведями на улицах матрешками здесь не торгуют.

***

17 февраля в конференц-зале Novotel (Вильнюс, Литва) состоится открытая лекция Виктора Мартиновича «Marc Chagall in Vitebsk», во время которой автор презентует результаты своего венского исследования и расскажет о книге Rodina. Marc Chagall in Vitebsk 1914-1920. Рабочий язык встречи — английский, вход свободный, но количество мест ограничено, поэтому RSVP: [email protected].

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?