Соавтор эталона герба «Погоня» Владимир Круковский заявил о своем намерении подать в суд на писателя Алеся Плотку и художницу Юлию Головину за творческое переосмысление «Погони» в «Вершницу» и нарушение авторских прав.

Покойный соавтор эталона «Погони» Евгений Кулик (1937—2002) не может выразить отношения к ситуации вокруг «Погони». Поэтому «Наша Нива» расспросила сестру Евгения Кулика Тамару Минкевич, что она думает о вероятном суде.

Младшая сестра Евгения Кулика Тамара Минкевич. Фото Сергея Гудилина.

Младшая сестра Евгения Кулика Тамара Минкевич. Фото Сергея Гудилина.

«НН»: Вы — правообладатель творческого наследия Евгения Кулика. Как Вы относитесь к тем событиям, которые сейчас активно обсуждаются вокруг вариации «Погони» с женщиной на коне?..

Тамара Минкевич: В нынешней Беларуси так мало мужественных мужчин и так много независимых, деятельных женщин, что образ девушки-рыцаря, защитницы Отечества кажется мне вполне естественным. Ничего дурного в такой популяризации наших национальных символов лично я не вижу. Молодежи это нравится — и хорошо. Главное — не переступать грань приличия.

Леонид Щемелев. «Портрет художника Евгения Кулика».

Леонид Щемелев. «Портрет художника Евгения Кулика».

«НН»: Как бы, по Вашему мнению, отнесся к этому Евгений Кулик?

ТМ: Сложно ответить на этот вопрос. В одном я уверена: в суд он этих молодых людей не потянул бы.

«НН»: Зенон Пазняк называет Евгения Кулика единственным автором эталона. Что Вы об этом можете сказать?

ТМ: Я думаю, что Пазняк лучше чем кто либо знает историю создания эталона, ведь он курировал эту работу. И я никогда не сомневалась в правдивости этого человека.

Евгению многие помогали — советами, консультациями, технической помощью. Это и художники, и искусствоведы, и историки, и археологи: Михась Ткачев, Михась Чернявский, Микола Купава, Владимир Круковский, Алексей Марочкин, Петр Драчев, да и сам Зенон Пазняк. Брат был очень благодарен им. Но это была его творческая работа.

Расскажу об одном эпизоде, который меня тогда сильно впечатлил (я, кстати, рассказываю это впервые).

Однажды, лет 20 назад, я зашла к брату в мастерскую. Евгений был очень взволнован и расстроен. Я спросила, что случилось. А перед ним лежала публикация о том, что эталон создали Круковский и Кулик. «Сестрица, поверь мне, тут процентов девяносто моей работы», — дрожащим голосом произнес он и закрыл лицо руками.

Фотопортрет Евгения Кулика. Фото Сергея Гудилина.

Фотопортрет Евгения Кулика. Фото Сергея Гудилина.

«НН»: Почему же он не заявил публично, как все было в действительности?

ТМ: Общественные интересы Евгений всегда ставил выше личных. Белорусское дело было содержанием всей его жизни. И он не хотел, чтобы вокруг этого святого дела были какие-то ссоры. Очень переживал, ведь Круковский был его другом.

Евгений Кулик несет «Погоню». Скульптура Льва Гумилевского.

Евгений Кулик несет «Погоню». Скульптура Льва Гумилевского.

«НН»: Но ведь в его архиве должны были остаться какие-то наброски, эскизы, предварительные варианты эталона?

ТМ: Мой брат был человеком очень аккуратным. Эти материалы он хранил в отдельной папке. Когда брат умер, забота по сохранению его произведений, библиотеки и архива временно взял на себя близкий друг Виктор Марковец — тогда все мы надеялись на создание в недалекой перспективе мемориальной мастерской. Уже после смерти Виктора я узнала, что несколько лет назад папку с «Погоней» забрал Круковский. По моему требованию он вернул ее. Но все материалы там остались, или нет — я, к сожалению, точно сказать не могу.

* * *

Справка «НН»: Тамара Минкевич родилась в 1944 году, живет в Минске. Профессиональный ученый-химик. Более полувека работала в Институте общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?