В марте 2015 года Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома утвердил концепцтю развіцця городов-спутников Минска. Согласно ей, а также с пожеланиями Александра Лукашенко о прекращении интенсивной застройки белорусского столицы, до 2030 года более 120 тысяч жителей должны заселить 6 городов-спутников. Для перспективного развития выбраны Смолевичи, Логойск, Фаниполь, Дзержинск, Руденск и Заславль.

Центральная площадь Смолевичей — Незавимости

Центральная площадь Смолевичей — Незавимости

Типичный вид жилой застройки в Смолевичах

Типичный вид жилой застройки в Смолевичах

Смолевичи в программу городов-спутников внесенны в 2010 году. Перспективное развитие этого райцентра планируется совместно с Китайско-белорусском индустриальном парком. Разработка генплана парка прошла под знаком протестов жителей района, в которых под парк должны были забрать земельные наделы. Но от самих Смолевич китайско-белорусский проект расположен десятка километров и никак не влияет на постоянную застройку райцентра.

Рядом с городом — водохранилище

Рядом с городом — водохранилище

Без машины — никак

Транспортное расположение Смолевич имеет свои выгоды — с двух сторон город окружают два республиканских шоссе, между которыми проходит еще и железная дорога. В принципе, развитие Смолевич как города и началось после закладки железнодорожных узлов.

Доезд до Минска поездом занимает около часа — для пригорода Минска это не так и мало. Маршрутки в Минск доезжают за полчаса. Автобусных маршрутов в Смолевичах всего четыре, а интервал движения — около часа. Поэтому жизнь без машины здесь непростая.

Старая деревянная застройка в Смолевичах.

Старая деревянная застройка в Смолевичах.

Чтобы добираться пешком до школы, садика или больницы местным жителям нужно немало времени — от получаса до часа. Современный железнодорожный вокзал находится на окраине города, а вторая станция и основная для Смолевич, Заречное, больше напоминает остановочный пункт для дачников.

Старые Смолевичи

Железная дорога условно делит Смолевичи на северную и южную части. В северной части - административный центр, многоэтажная и частная застройка, в южной - преимущественно частная застройка и промышленная зона. На площади Независимости расположен райисполком с памятником Ленину.

В дворе деревянной хаты

В дворе деревянной хаты

Магазин и костел на пригорке

Магазин и костел на пригорке

Старая застройка Смолевич — типичный райцентр с широкой, преимущественно деревянной, частной застройкой, между которой расположены основные сооружения инфраструктуры. Несмотря на это, качество дорог здесь не вызывает вопросов. Городская инфраструктура не очень развита и разбросана между частными секторами.

У многих на частных подворьях находятся гряды и сады.

У многих на частных подворьях находятся гряды и сады.

Из туристических достопримечательностей в Смолевичах частично притягивающая деревянная застройка, памятник Святому Валентину возле одноименного храма и туристический потенциал двух водохранилищ рядом с городом.

Квартал для минчан и новые Смолевичи

Квартал под застройку домов для минчан выделены на окраине Смолевич, рядом с живописным водохранилищем и трассой Р53, ведущей в Минск.

От центра города до «минского квартала» идут две параллельные улицы — Социалистическая и Комсомольская. Строительство квартала началось в чистом поле. На данный момент полностью сдан один еще не заселен дом, а второй только возводится. На строительной площадке — только один кран. Рядом со строительством находятся новые спальные районы и «элитный» для Смолевич частный сектор.

Основная проблема для этого района новых Смолевич и «квартала для минчан» — отсутствие коммуникаций и инфраструктуры. До ближайшей школы отсюда - 40 минут пешком, до поликлиники - полчаса.

Из всех удобств - только недавно построенный детский сад и продуктовый магазин.

Цены на квартиры в новом доме: двухкомнатная (58 кв. М.) - 32,5 тыс. Долларов, трехкомнатная (81 кв. М.) - 45,7 тысячи.

Застройка «квартала для минчан» только начинается.

Застройка «квартала для минчан» только начинается.

Железная дорога парализует движение

Большой проблемой для Смолевич является, как ни странно, железная дорога. Город имеет только один переезд, а железнодорожная магистраль делит город на две части. На время прохода поездов автомобильное и транспортное движение из одной в другую часть города парализуется на десять-пятнадцать минут.

Случается, что пожарные или скорая помощь опаздывают по вызовам - больница и пожарная часть находятся в разных концах города. Общественность Смолевич уже десяток лет добивается строительства моста над железной дорогой, чтобы решить эту проблему.

Местные жители на вопрос о развитии Смолевич как города-спутника реагируют по-разному. Кто видит в этом негатив - нерешенные транспортные и инфраструктурные проблемы с увеличением количества жителей только усложняться.

А кто-то радуется тому, что город будет расти и постепенно меняться в лучшую сторону, так как с ростом населения появятся новые рабочие места, а инфраструктура города при этом будет только развиваться.

Если суммировать концепцию развития Смолевич как города-спутника, то следует отметить, что это имеет большой потенциал к развитию смежных с Минском городских пространств.

Более 20% населения Беларуси проживает в Минске, и такой показатель характерен для слаборазвитых экономик. В то же время смежные со столицей регионы испытывают большой недостаток инвестиций для развития своей инфраструктуры и местной экономики.

Вообще, развитие городов-спутников, образующих с метрополией (в нашем случае это Минск) агломерацию, — тенденция для развитых капиталистических экономик. Когда состоятельный средний класс постепенно переезжает из перенасыщенной столицы в пригороды.

Но пожелают ли минчане перебираться на постоянное местожительство хотя и в новые микрорайоны, но в не развит город-райцентр со слабой инфраструктурой и транспортными проблемами - большой вопрос и вызов для разработчиков концепции городов-спутников.

Пейзажи Смолевичского края

Пейзажи Смолевичского края

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?