6 июля 1253 года состоялась коронация Миндовга — наша земля ненадолго стала королевством. А в Литве сегодня — государственный праздник. Пишет Олег Дернович.

Коронация Миндовга, гравюра XIX в.

Коронация Миндовга, гравюра XIX в.

Дискуссия о месте коронации Миндовга — первого короля на этих землях, основателя государства, ставшем позже Великим Княжеством Литовским, — не утихают уже четыреста лет.

Неуверенность Стрыйковского

Проблема в том, что современные Миндовгу источники XIII в. — славянские летописи, немецкие хроники, папские документы — не указывают, где происходила коронация.

Не до конца ясным оно представлялось и историографам XVI в. Автор первой печатной истории ВКЛ, поляк по происхождению и патриот Великого Княжества Матей Стрыйковский, первоначально, в своей польскоязычной поэме «Гонец добродетели» (1574) таким местом назвал Кернаву:

Потом окрестился, Мендольф названый,
На Литовское королевство коронованный
В Кернаве с разрешения папского и императорского.

Спустя два года Стрыйковский вновь вернулся к этой версии в поэме-хронике «О началах…»:

Не заставил Папа долго просить, поскольку было ему мило,
Что такая большое и славное государство себя окрестило.
Враз корону справил и в Риме отвятил.
А легатам своим в Литву с осторожностью ее нести приказал.
Так его волею папской короновали
В Кернаве и литовским королем назвали.

Кернов (Кернава) находится севернее литовской столицы, и, действительно, являлась самым значительным племенным центром Аукштайтии.

Точнее, той ее части, которая, согласно легенде о Палемоне, была названа переселенцами из Рима, предками литовской шляхты, Листубанией (берегом труб), а в сокращенно — Литвой. В XIII—XIV вв. Кернов представлял собой систему деревянных замков и рядом с ними — городское поселение.

Изучение захоронений показало, что в Кернове того времени жили как язычники, так и христиане — славянизированные кривичи продвинулись настолько далеко на Запад.

Крестоносцы неоднократно нападали на Кернов и в конце концов уничтожили город в 1390 г., после чего он уже никогда не возродил былую силу. Неудивительно, что Стрыйковский уделил столько внимания Кернову, который нередко называют «первой столицей» Миндовга.

Но в главной своей работе — «Хронике польской, литовской, жемойтской и всей Руси» (1582), Стрыйковский заявил, что коронация состоялась в Новогрудке:

«Так тогда Иннокентий, Папа… видя, что такое большое и славное языческое государство добровольно пришло ко Христу, теперь же без всякого отлагательства освятил литовскую корону и Мендога королем литовским объявил, а желая все это как можно скорее совершить, послал легата своего… Гейндриха, который, приехав к Новогородку Литовскому с архиепископом Рижским и с крестоносцами прусскими и ливонскими, Мендога либо Мендока на королевства Литовское согласно соответствующим церемониям церковным помазал… и из рук папских и императорских короной новой литовской короновал».

Свою работу над «Хроникой…» Стрыйковский начал при дворе князей Слуцких-Олельковичей, своих меценатов. При Слуцком дворе тогда была богатая коллекция рукописей.

Они не дошли до наших дней… Вероятно, в них Стрыйковский и обнаружил упоминания о коронации Миндовга в Новогрудке. А возможно, за этим утверждением стояли если не факты из документов и летописей, то взгляды магнатского окружения, в котором Стрыйковскому оказывали поддержку.

«В поле под Новогрудком»

О том, что существовали некие, не известные нам сегодня, источники, указывает латиноязычная «История Литвы» (1650—1669), созданная Альбертом Виюком-Кояловичем.

Этот историограф писал: «С большим почтением принял послов [Миндовга] [Папа] Иннокентий IV, а корону послал через Гейндриха… Тот с архиепископом Рижским в поле в Новогородке (ибо в Новогрудке не было достаточно крупных храмов) по соответствующему обряду короновали нового короля».

Эта деталь о поле под Новогрудком — очень примечательная. Она свидетельствует, что Виюк-Коялович базировался не только на сообщениях Стрыйковского. Хотя первая часть книги Кояловича и содержит преимущественно изложение «Хроники…» Стрыйковского, из которой историограф XVII в. выбросил самые фантастические сведения.

«Новогрудскую версию» повторяет еще один памятник XVII в., Густынская летопись: «В то же лето великий князь литовский Миндовг коронован был на королевство Литовское в Новогрудке, по благословению Папы Иннокентия…»

Критики «новогрудской версии» отмечают, что Густынская летопись — памятник тенденциозный. Он создан в Украине, и симпатии его создателей — на стороне православия. Поэтому, мол, они и «выступили» на стороне Новогрудка.

С другой стороны, Густынская летопись частично основана также на не известных сегодня источниках.

Резиденция — место коронации — столица

Но уже в конце XIX в. взгляды о месте коронации Миндовка разделились.

Часть российских историков доверяла сообщениям Густынской летописи.

Польский же историк Летковский считал Новогрудок одним из важнейших центров Миндовга, но не мог себе представить там коронации, поскольку именно в тот год состоялся поход Данилы Галицкого в Понеманье.

Но поход тот происходил зимой, поскольку, согласно летописям, ятвяги не смогли прийти на помощь Данилу по причине большого снега. Коронация же Миндовга будто бы произошла летом, на Петра.

После издания работ Миколы Ермаловича дискуссия вспыхнула с новой силой. Указание того или иного места коронации Миндовка дает основания для различной интерпретации ранней истории всего Великого Княжества. Но в этих дискуссиях нередко путают разные понятия: резиденция Миндовга — место коронации — столица. Место коронации, как свидетельствует европейская история, совсем не обязательно должна совпадать со столицей.

Да и возможно ли в тогдашних условиях говорить о столице в современном смысле слова — как месте размещения центральных органов власти и управления?

Экзотическая версия с Вильной?

В современной литовской историографии избегают конкретизировать место коронации.

Но две экзотические версии там возникли. Создатель первой, археолог Урбанавичюс, считает, что коронация состоялась в Вильнюсском кафедральном соборе. Эта версия основана на интерпретации результатов раскопок на территории Нижнего замка в Вильнюсе и сообщений составленной в начале XVIII в. так называемой «Хроники Ривиуса». 

Урбанавичюс считает остатками языческого капища найденные во время раскопок две лестницы неизвестного назначения и предполагает, что именно здесь находился языческий алтарь, уничтоженный Миндовгом перед крещением и коронацией.

Так написано в «Хронике Ривиуса», хотя и без указания места. Возможно, те ступени под кафедральным собором в Вильнюсе и можно датировать XIII в., хотя есть сомнения.

Но следов Миндовга на них нет, да и «Хроника Ривиуса», как показали исследования литовских историков, была скомпилирована известным автором мистификаций Теодором Нарбутом.

«Виленская версия» остается призрачной.

Новейшая же версия принадлежит Томасу Баранаускасу и основывается на отождествлении Летовии из грамоты Миндовга 1253 года Немецкому ордену («дана в Летовии…») с городищем на реке Латава на севере нынешней Литовской Республики.

Версия эта базируется на сходстве названий. Но в латинско-немецкой транскрипции XIII в. Литва и называлась Летовияй. А отождествлять древние и современные названия, как известно, не корректно.

Для обоснования своих версий Баранаускас, кроме того, использует и грамоты 1260 и 1261 гг., а они известны как сфальсифицированные.

Мы видим, что литовская историография в целом скептически относится к «новогрудской версии», но и «виленская» выглядит весьма экзотично. В такой ситуации серьезные историки из Вильнюса считают за лучшее просто уклоняться от того, чтобы называть место коронации.

Таким образом, остаются два «претендента» на место коронации Миндовга, названные еще в XVI в., — Кернов и Новогрудок.

Историографическая традиция XVI—XVII вв. указывает на Новогрудок. Эту традицию заложил Стрыйковский. На чем он основывался — нам не известно. Но появление «новогрудской версии» вряд ли можно считать волюнтаристским актом историографа XVI в. в эпоху, когда происходило формирование знати как единого политического правомочного сословия Великого Княжества Литовского.

А Новогрудок, один из важнейших центров формирующегося государства, стал одним из идеологических символов его народа.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?