В Украине и России отмечают очередную годовщину крещения Руси почитают 1000-летие со дня смерти киевского князя, святого и равноапостольного Владимира. Празднуют и почитают не только православные и греко-католики, чтят и «православнутые» политики вроде Владимира Путина, которого московский патриарх Кирилл сравнил с Владимиром Святославичем.

Удивительно меткое сравнение! Чтобы властвовать в Киеве, новгородский князь Владимир сжег Полоцк, убил князя Рогволода и его сыновей, насильно взял себе в жены (а жен и наложниц у него была уйма) княжну Рогнеду; в Киеве он убил родного брата Ярополка и жестоко расправился с теми, кто выступил против него.

Не подобно ли это тому, что делает Владимир Московский, чтобы держать в сфере «российских интересов» Киев и всю Русь-Украину?

Тем временем другой патриарх, Филарет, предстоятель Украинской православной церкви Киевского Патриархата, сравнил Путина со Святополком Окаянным.

С точки зрения церковной мифологии сравнение меткое, с точки зрения исторической науки — весьма сомнительное. По моему мнению, больше, чем истории, писаной в угоду киевским властителям, нужно верить тому, что написал скандинавский историк. Со страниц «Эймундовой саги» перед нами предстает еще один братоубийца. Не Святополк, бывший князь туровский и, вероятно, сын Ярополка, а Ярослав, сын Владимира, которого православная церковь также объявила святым.

***

В Украине и России очередная годовщина крещения Руси-Украины и 1000-летие со дня смерти Владимира отмечаются на широкую ногу, в Беларуси — преимущественно в стенах православных храмов. И это естественно. Было бы по меньшей мере нонсенсом, если бы белорусы публично, на официальном уровне чтили память убийцы Рогволода и Рогволодовичей. Да непросто согласиться белорусу, даже христианину, что актом крещения с убийцы смывается кровь — ну, пусть не родных ему полоцких князей, а брата Ярополка. И непросто отмахнуться от вопроса: почему Владимир — равноапостольный? Кто из апостолов был до крещения многоженцем, кто из них был убийцей?

И вновь возвращаюсь к Святополку. Когда я слушаю в церкви житие святых Бориса и Глеба, становится неловко. Еще с тех пор, как наш земляк, выпускник Минского коллегиума Осип Юлиан Сенковский опубликовал «Эймундову сагу», с тех пор, как классик российской исторической науки Сергей Соловьев высказал мнение, что сюжет о Борисе и Глеба вставлен в «Повесть временных лет» позже (конечно же, ради обеления Ярослава), возникли серьезные возражения против официальной церковной версии о мученической смерти сыновей Владимира от «болгарини». А в церкви (в греко-католической тоже) по-прежнему крутят старую пластинку.

Да, Бориса и Глеба убили. Но нет бесспорных доказательств, что это сделал Святополк, зато есть свидетельство тех, кто совершил убийство Бориса по заказу Ярослава. Верить тому, что написали авторы жития, не приходится хотя бы потому, что у православного духовенства был мотив обвинять Святополка. Как известно, туровский князь не только женился на польской княжне (дочери Болеслава Храброго), но и держал в Турове латинского епископа, который, весьма вероятно, вел христианизацию дреговичей в западном духе. И само собой был мотив обвинять Святополка в братоубийстве для сыновей и внуков Ярославых. По их заказу и написали вставку в «Повесть временных лет».

***

Очередная годовщина крещения Руси-Украины и, особенно, 1000-летие со дня смерти Владимира, которого в Украине и России называют Великим, показывает, что у наших южных и восточных соседей своя история, а у нас — своя, у наших соседей свои герои и мученики, а у нас — свои. В эти дни как никогда подтверждается та истина, что народ, нация — это сообщество людей с общей историей.

29 июля 2015 г.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?