В Друе — поселке Браславского района Витебской области — восстановлена икона Богоматери Киккской, судьба оригинала которой не известна.

Чудотворная икона Богоматери из Друи была известна с XVIII века. Упоминается она и в списке 1911 года церкви Благовещения. Друйская Богоматерь списана с иконы «Богородица Елеуcа [или Умиление] Киккская», которая начиная с XII века сохраняется на Кипре, в специально основанном императором Алексеем Комнином (греч. Ἀλέξιος Κομνηνός, 1082—1118) монастыре на горе Киккос. Считается, это одна из трех икон, написанных евангелистом Лукой. Копии этой иконы распространены на Афоне, но на восточных землях достаточно редки. Известна копия этой иконы во Флорищевой пустыни (Нижегородская обл. России), также икона Симона Ушакова (ныне в Третьяковской галерее). Тем большую ценность представляет Друйская икона.

На иконе Богоматерь склонила к Младенцу голову и поддерживает его левой рукой. В правой руке Богородица держит руку Младенца с развернутым свитком. Младенца повернут направо от зрителя, голова его склонена налево, в правой руке свиток, левая лежит на груди Богоматери, ножки обнажены.

В поле иконы из Друи прописными буквами передано греческое название ΜΗΡ ΘΟΥ (греч. Μητερ Θεου- Матерь Божья) и Η ΕΛΕΟΥΣΑ Η ΚΥΚΚΟΥΤι ΣΣΑ (греч. Ή Ελεούσα ή Κυκκώτισσα — Милостивая, или Милующая, Киккианка). Мафорий (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят) и его подклад у друйской Богородицы расписаны всевозможными цветками и орнаментальными элементами, что необычно для иконописных канонов. А три треугольника в его складках можно заметить и в драпировке хитона Христа. Плавными повторяющимися полукруглыми складками ниспадают хитон Младенца и мафорий Богоматери. Христос обвязан поясом, перекрещенным в узле. Белый разворот свитка, смыслового центра иконы с надписью на церковнославянском языке из книги пророка Исаии (62,1-2) «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя» — уравновешивается и одновременно акцентируется белыми рукавами сорочки Младенца, также украшенной орнаментами. Белый цвет в композиции располагается как бы веером.

На иконе Богоматери Елеусы Мария (символ и идеал рода человеческого) и Бог-Сын максимально приближены, что свидетельствует о безмерной их взаимной любви, любви Бога к сотворенному миру, Христу и Церкви. Икона является прообразом крестной жертвы Спасителя как высшего выражения любви Бога к людям.

В середине XVII века на наших землях усиливается интерес к древним византийским святыням, и прежде всего, к чудотворным Богородичным иконам. «Богоматерь Елеуса Киккская» может быть рассмотрена как свидетельство подобного интереса к древним святыням византийского мира, одной из главных причин чего стало стремление восстановить в первоначальной чистоте древние иконописные традиции.

Икона восстановлена по находящемуся в альбоме рисунков Дм. Струкова эскизу со списков церкви Благовещения. Инициатива возрождения иконы исходит от отца Сергея Стасевича из Лондона, восстановил икону иконописец из Витебска Михаил Кусков. Освятить икону предполагается осенью этого года в храме Пресвятой Троицы в Друе.

Хочется надеяться, что возвращение иконы Божьей Матери Киккской в Друю, поспособствует единению христиан и расширению культа Богородицы. 

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?