Фото Анастасии Хролович

Всякий пассажир, чья жизнь вынуждено проходит в автобусе между белорусской и литовской столицами, знает, что на этом маршруте есть две неприятности. Первая — ошмянские контрабандистки, другая — авиапутешественники.

О первых следует писать отдельно, Сергей Песецкий посвятил бы им трагикомический очерк. Замечу лишь, что в двух третях случаев проникновенное «мужчина, сигарет не возьмёте?» заканчивается дополнительным часом при прохождении литовской границы, где таможенники вскрывают все потайные места салона с целью выявления устроенных нашими пенсионерками тайников. С чего они живут — не знаю, ведь каждый рейд сопровождается конфискацией товара и неоспоримой идентификацией нарушительниц. Сам факт наличия этого бизнеса, с учетом мизерной моржи и неизбежных откатов, — загадка, достойная Уоррена Баффета.

Что касается других, то они — мы все. Каждый из нас хотя бы раз в жизни летел в Хургаду, Стамбул, Мадрид или Нью-Дели через Москву, Вильнюс, Варшаву или Киев.

Это обстоятельство, хотя и кажется вторичным, создает не только отдельный быт, оно подрывает нашу идентичность. Да-да, спасибо тебе, «Белавиа», что у каждого из нас четыре дома! Причем Минска в списке тех домов нет!

Фото РИА Новости

Фото РИА Новости

Что такое дом сегодня, в XXI веке?

Сто лет назад дом был местом, куда мужик приводил коня после работы в поле; где женщина вела огород; где растет любимая груша, а по осени опадают с деревьев яблоки. Пятьдесят лет тому назад дом был местом — преимущественно типичной городской панелькой, — где свежеиспеченный переселенец из села смотрел по своему черно-белому телевизору программу «Время». Сегодня совсем другая реальность. Сегодня для большинства горожан жизнь проходит между интернетом и бизнес-перелетами. Франкфуртец возвращается из Хургады во Франкфурт. Дортмундец — во Франкфурт или Берлин. Москвич летит из отпуска в Москву. Украинец — в Киев. И каждый раз, когда шасси самолета касается взлетно-посадочной полосы, в душе растекается приятная мысль — наконец-то прилетел! Можно обнять возлюбленную, можно отдохнуть после путешествия.

Для нас же момент, когда шасси самолета касается ВПП, означает, что впереди еще мн-о-о-о-го суеты. Ночь в автобусе. Таможня, граница, и все это с чемоданами, черт бы их побрал!

Мы, белорусы, привыкли возвращаться через Вильнюс, Киев или Варшаву. Через столицы государств, которые не есть Беларусью. Потому что так дешевле.

Настолько дешевле, что экономия от такого трипа стоит тех страданий, которые обязательно сопутствуют блужданиям по замерзшей Москве, той пытки, имя которой — переезд из Шереметьево в Домодедово (да и само Домодедово безусловно есть пыткой)!

Разумеется, это не потому что мы такие дурные или обнищавшие! К поездке через дальние и зачастую враждебные (вспомните ментов в Шереметьево или безобидную попытку подкрепиться в Москве не за $50) страны понуждает особая забота местного авиационного начальства.

Это замкнутый круг: они не пускают сюда европейских лоукостеров, чтобы жила и процветала «Белавиа». «Белавиа» тем времем в своих ценах и их сопоставлении с сервисом и географией маршрутов «зажралась» настолько, что пользоваться ее услугами может разве что государственный чиновник, которому билеты на другие компании бюджет не компенсирует.

Сложности с переездом отпугивают большинство иностранных туристов, которым неприкольно отдавать за трип из Мадрида столько же, сколько стоило бы слетать в Париж четыре раза.

Страна остается без туристов, а мы, бедолаги, вновь сидим в переполненном автобусе на Вильнюс.

На первой, въездной, части проблемы сосредотачиваться не буду: для этого у нас имеются специальные ведомства с огромными бюджетами. Скажу только, что один (!) дешевый хостел на Революционной сделал для поощрения интереса иностранцев к нашей стране больше, чем все гламурные видосы о «Беларусь, кей туристик атрэкшн» с кастурбоватым английским и какой-нибудь сотней просмотров на ютубе.

Так задумайтесь же, ребята.

Хотите развивать туризм — добивайтесь снижения airport costs и сделайте так, чтобы здесь оказались WizzAir, AirBaltic, AirBerlin и дюжина других cheap solutions. Оказались без строчки «flight operated in cooperation». Сделайте, чтобы перелет в любую европейскую столицу отсюда стоил 100 евро и без трех пересадок на SkyScanner.

Мое любопытство — исключительно антропологическое. Повторюсь, дом в XXI веке — это место, где приземляется самолет, который привозит тебя из отпуска или бизнес-командировки.

На сегодня же «Белавиа» и вся наша авиаинфраструктура работают на поощрение наземного туризма в Киев, Вильнюс и Варшаву.

Так если уж вас не волнует состояние наших кошельков, позаботьтесь о своих доходах! Нормально ли, что в Минске организовалась полноценная индустрия обслуживания европейских лоукостеров, есть частные компании, например, http://sheddi.ru/, готовые доставить тебя в Вильнюс на автобусе прямо в аэропорт? Или вы не знаете о причинах загруженности ночных рейсов в Вильнюс и мотивированность тех рейсов Ecolines, которые стартуют в три часа ночи лишь для того, чтобы доставить пассажиров ко времени вылета AirBaltic?

Мне трудно понять нюансы самопозиционирования компании «Белавиа».

Почему в компании, которая работает на белорусском рынке по белорусским законам, цены указаны в евро, а не в белорусских рублях? Где белорусский язык в бортовом журнале? Samsung, что ли, более белорусский бренд, чем «Белавиа»? Так почему же в их буклетах белорусского языка больше? А?

У нас уже появляются конкурентные бренды в общепите — после того как загнулась мечтательная идея Минторга противопоставить «Макдональдсу» «Белорусское бистро» с жидкими драниками в меню, после того как пришли BurgerKing, Papa Johns и вот-вот появится KFC, остальные рестораторы бюджетного сегмента держат цены, потому что знают: голодным есть куда идти. А тем, кто путешествует, идти некуда. Небо закрыто. Страна под ржавыми крыльями.

Сфера авиации, принципиальная для международного имиджа, остается в советском прошлом, когда единственное, что могут предложить тебе на борту, — вежливость стюардов.

И снова же: люди, которые раз в месяц садятся в автобус на Вильнюс, для того чтобы попросту улететь, всегда останутся провинциалами.

И опять же: по постиндустриальных понятиям наши столицы — Вильнюс, Москва, Киев и Варшава. И снова же: мне стыдно, что литовцы смотрят на нас как на дикарей из-за того, что мы вынуждены шопиться в «Акрополисе» и летать через Вильнюс. Дескать, эти белорусики даже самолеты освоить не в состоянии!

Я хочу летать в Барселону из Минска за 100 евро в обе стороны и не вижу препятствий для этого.

Протекционизм в стратегических направлениях ведет к упадку этих направлений, а не к их развитию. Сделайте наконец Минск перекрестком мировых маршрутов, а его аэропорт — логистическим центром, сопоставимым со Стамбулом или Франкфуртом.

Автобусы в Вильнюс должны возить тех, кто собрался туда на экскурсию в радзивилловский дворец, а не бедолаг, против воли вынужденных воспринимать Литву своим вторым домом. Будьте наконец патриотами!

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
1

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?