Культура33

Виктор Мартинович: Энергия Мая Данцига

Среди художественных событий, которыми богат октябрь, я бы выделил два основных. Это, кстати, большая радость, что у минчан наконец появилась возможность выбора, куда пойти. Теперь можно ходить по музеям и в выходные, и по будням. Где-то тебя порадуют импрессионистами и Жуковским, где-то покажут ненастоящие мумии, где-то — настоящие тарелочки, где-то поразят масштабом при явном отсутствии кураторского вкуса.

Растеряться здесь просто, особенно если обращаешь внимание на рекламу. Основное же в этом городе происходит без шума и пыли. Первое событие, на которое настоятельно советую обратить внимание, — мероприятия Месяца фотографии в Минске. Прямо сейчас в культурном пространстве ЦЭХ проходит весьма интересная выставка, в которой слилось осмысление нашего феномена агрогородков (с картиночками типовых домов, скульптурами зайчиков, пальмами из пластиковых бутылок и обитателями, которые живут под этими пальмами) с рассуждениями о смерти и невыносимом обаянии коммуналки (в экспозиции на втором этаже обратите внимание на колористику ленточных снимков — иногда интерьеры настолько красивы, будто снимали их в Лувре, а не на коммунальном дне).

Второй, никем, кроме специалистов, не распознанный взрыв — грандиозная выставка Мая Вольфовича Данцига в Национальном художественном музее. Вы спрашиваете меня, почему это важно и кто такой Данциг?

Ну как вам объяснить… Это как если бы в Риме впервые за двадцать лет выставили знаменитую капитолийскую волчицу — ту этрусскую скульптуру, к которой в XV веке были добавлены фигурки Ромула и Рема, после чего скульптурная композиция стала самым узнаваемым символом Рима в искусстве — более узнаваемым, чем собор святого Петра или Колизей.

Данциг — автор той самой картины «Мой Минск» 1967 года, которая сформировала ощущение зимнего Минска лично для меня. Даже если бы после перерыва ее просто поместили в основной экспозиции, это было бы значительным событием для всех ценителей. А здесь, на выставке, таких Данцигов — двести! Это именно гала-выставка, масштабная, роскошная и в значительной степени посвященная Минску.

Но еще три слова о «Мой Минск»… топонимическая живопись ценнее топонимической фотографии. Фотография 1960-х с этого ракурса продемонстрировала бы нам, как изменился Минск с той поры. Вызвала бы легкую ностальгию по этому изумрудному цвету ожидающих на рельсах вагонов. Картина повествует про большее. О том, как холодно. О том, как безысходно. Об асфальтовом небе, под которым мы живем с ноября по апрель. Об усталости от вечно серого и белого. О талом снеге под ногами. О промокающей обуви. О том, каким тяжелым становится пальто от влажного снега. О том смоляном запахе дальней поездки, который парит зимой у вокзала. И в этом смысле «Мой Минск» — это повесть о том, что Минск ни на грамм не изменился. Что мы все там же, в 1967-м. И всегда будем там, даже если возле Красного костела инвесторы бабахнут Эйфелеву башню.

Мне всегда было интересно: как Данциг стал Данцигом? Из чего он вырос? Как дошел до этой чугунной краткости? На втором этаже выставки — ясный ответ на этот вопрос. Реферат Мая Вольфовича, написанный сразу после окончания московского Художественного института в 1958 году. По мосту идет группка студентов. За ними голубовато искрится одна из московских высоток. Они оптимистично шагают — веселые и беззаботные. Уверенные в том, что все у них будет хорошо — так, как можно быть уверенными лишь после окончания большой, страшной войны, еще вдали от нищеты 90-х, от Афгана, от всей позднесоветской чернухи, вычеркнувшей вот этот оптимизм и свет из более поздних портретов.

Май Данциг. «Мой город древний, молодой» (1972)

Дипломная работа Данцига — осколок того самого великого стиля, сформированного сразу после войны группой преподавателей социалистического реализма, которые сами когда-то закончили императорские академии и виртуозно владели реализмом несоциалистическим. Это тот самый «сталинский стиль», который, конечно, был настолько же «сталинским», насколько «сталинской» можно назвать любую советскую «высотку», навеянную чикагскими небоскребами и Эмпайр-стейт-билдингом. Именно благодаря таким полотнам цены на социалистическое искусство на мировых аукционах зашкаливают. Дело не в том, что от легкости фигур, от девичьих улыбок, от гаммы оттенков, даже от того заливающего полотно мягкого света пахнет Ренуаром и Моне. Дело в том, что человеку свойственно стремиться к счастью или хотя бы наблюдать его. А студенты, изображенные Данцигом в дипломной работе «Навстречу жизни», полностью и безусловно счастливы.

Позже, под тяжестью тех самых 1970-х 1980-х, счастливые люди с картин Данцига исчезнут. Сравните, например, монументальную работу «Время. События. Люди» 1987 года, она вывешена на соседней стене. В зеленых сумерках — дюжина человеческих голов. Они написаны теми самыми знаменитыми данциговскими мазками, будто поздний Пауль Клее начал использовать для контура лимонный и ультрамарин вместо черного. Головы читают «Огонек», «Новое время» и журнал «Болгария». От картины веет тревогой. Это знакомая, такая знакомая нам всем тревога!

Собственно, в этом и есть притягательность картин Данцига: то, о чем он говорит с нами, — знакомое, очень-очень знакомое. Вот изображение площади Победы. Вот новобрачные идут от вечного огня. Вот парень в кондовом «коминтерновском» пиджаке, вот его задумчивая невеста в белом. Все как сейчас. Только работа написана в 1972-м. Вот вам археология городской культуры. Вот вам портрет того, что было до нас. О том, как справляли свадьбы наши родители. И еще раз уточню: это не о том, как это выглядело, ведь все такое вы легко найдете на черно-белых снимках. Это о том, как оно ощущалось. О том, чем пах ветер. Что было на сердце.

И, конечно же, Данциг намного глубже уже упомянутых «Огонька», «Нового времени» и «Болгарии», поскольку главный герой картины «Время. События. Люди» — ребенок, смотрящий своими по-васнецовски пронзительными глазами прямо зрителю в душу из правого нижнего угла.

«Минск пробуждается», «Мой город, древний, молодой», портрет Быкова, портрет — внимание! — Алеся Адамовича — все это вы найдете в Художественном музее. Вы ахнете, увидев огромное полотно «Солнечный континент», где изображена детская изостудия, и детские рисунки кажутся реальнее детских фигур, и от размеров и пестрых цветовых вспышек перехватывает дыхание.

Душа любого города состоит из множества голосов, звучащих об этом городе. Вы вспомните Данцига в следующий раз, когда будете хлюпать талым снегом по бесконечно прямой минской улице или пить ароматный кофе, глядя сквозь оконное стекло на серый асфальт под таким же серым небом. Но когда-нибудь обязательно придет май.

Комментарии3

 
Нажатие кнопки «Добавить комментарий» означает согласие с рекомендациями по обсуждению.

Сейчас читают

«Написали, как я хочу вернуться домой в святую Россию». Пропаганда перекрутила шутку белоруски и придумала фейк о загнивающей Америке1

«Написали, как я хочу вернуться домой в святую Россию». Пропаганда перекрутила шутку белоруски и придумала фейк о загнивающей Америке

Все новости →
Все новости

Инициатива Maldzis возвращает старопечатную книгу Симеона Полоцкого11

Марадона во время своего визита в Беларусь не захотел встречаться с Румасом1

Лукашенко прокомментировал избиение собаки в Гродно и рассказал о своем трепетном отношении к животным10

Дроны ВСУ ударили по двум российским объектам ВПК

Владелица белорусского бренда женской одежды Moshe удивилась безумным ценам конкурентов11

Израиль наносит новый удар по Ирану3

«Предложил деньги». Белоруска рассказала, как КГБ пытался ее вербовать1

Иранские ракеты убили 5 человек в Израиле, более 80 ранены. Цели были случайные2

«В наше время у Христа была бы желтая бирка». Бывший политзаключенный Александр Тарасенко рассказал о своем опыте за решеткой2

больш чытаных навін
больш лайканых навін

«Написали, как я хочу вернуться домой в святую Россию». Пропаганда перекрутила шутку белоруски и придумала фейк о загнивающей Америке1

«Написали, как я хочу вернуться домой в святую Россию». Пропаганда перекрутила шутку белоруски и придумала фейк о загнивающей Америке

Главное
Все новости →

Заўвага:

 

 

 

 

Закрыць Паведаміць