Макет памятника уже готов. Его авторы — скульптор Александр Ботвинёнок и архитектор Армен Сардаров. Об истории работы над монументом корреспонденту «Звезды» рассказали его авторы.

Классик, опустив голову, сидит в задумчивой позе. Сцепленные пальцами кисти рук лежат на рабочем столе в форме красной пятиконечной звезды. Каждая из ее граней символизирует раскрытую книгу, внутри которой будут представлены цитаты из произведений писателя. На макете, который находится в мастерской Александра Ботвинёнка, цитат, правда, пока еще нет…

— За эту работу я взялся в первую очередь потому, что сама личность Василия Владимировича для меня очень много значит, — рассказывает Армен Сардаров. — Прежде всего, это молодость, студенческие годы. В далекие уже 60-е в нас сформировали взгляд на Великую Отечественную войну, который я назвал бы парадно-пафосным. Не скажу, что это плохое восприятие: на первый план в тогдашнем искусстве на военную тематику выходил советский народ, что правильно. Но вдруг появился писатель, который поставил на главное место простого человека. Его ощущение неуверенности, переживания, размышления, которые присущи всем нам, — это стало для нас открытием. С этого все началось, и творчество Быкова не оставляет меня всю мою жизнь.

— Произведения Василя Владимировича — это то, что можно противопоставить современности, — говорит Александр Ботвинёнок. — Теперь категории «черного» и «белого» почти отсутствуют в нашей жизни, мы о многом говорим усредненно. А у Василя Быкова все очень просто и, я считаю, правильно: ты либо предатель, либо герой, третьего быть не может. Можно спрятаться, убежать, но выбор все равно придется сделать. Возможно, именно поэтому произведения автора с течением времени не просто сохраняют актуальность, но и становятся еще актуальнее. Писатель ясно показывает нам пути, которые приводят или к подъему, или к упадку, он — превосходный моральный ориентир.

Еще в 1982 году скульптор задумал композицию — посвящение фронтовикам Беларуси — в качестве своей дипломной работы. В том варианте классик был одет по-военному и как бы давал присягу. Работа попала на выставку, где ее приобрела Академия наук. Современный же проект был задуман уже как памятник. «Идея — в первую очередь в популяризации произведений Быкова, — объясняет Александр Ботвинёнок. — Для этого и приведены строки из его книг. Это прославление Быкова даже не как человека, с его проблемами и личными переживаниями, а как автора замечательных текстов».

Одним из инициаторов проекта стал председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец.

Он поддержал идею и до сих пор оказывает авторам всяческую поддержку. 

Монумент планируется установить рядом с Домом литератора на улице Румянцева. Это центр города, но не самое многолюдное место. Почему?

— Мы долго искали площадку, на которой Быков смотрелся бы органично, — говорит Армен Сардаров. — Ходили в районе парка Горького, рассматривали фасады. Но лучшим вариантом показался именно этот. Не секрет, что сам Василий Владимирович был весьма замкнутым человеком, можно даже сказать — отшельником. Жил в Гродно, а в Минск переехал только в конце 70-х. Редко появлялся на публике, и если что-то действительно ценил — то прежде всего своих близких друзей, коллег по писательскому «цеху». Поэтому мы остановились на довольно камерном пространстве, без стометровых площадей, на которых возлагают венки. Вот так — совсем рядом, в тишине — и этот человек. Думаю, место будет соответствовать характеру Василия Владимировича. В таком пространстве, я уверен, этот образ сам скажет за себя, а при своей архитектурной камерности место все равно станет знаковым, благодаря памятнику.

По словам авторов, свою роль сыграет и близость площади Победы. Там — огромный монумент, грандиозный по своей силе, а совсем рядом — памятник человеку, который показал, как давалась эта Победа.

По замыслу архитектора, окружающее пространство также будет изменено. В частности, грани звезды будут переходить в красную и черную брусчатку.

По словам Армена Сардарова, камерный масштаб памятника обеспечит его восприятие жителями города на привычном им языке и в то же время подчеркнет сакральность образа Быкова. «Монумент будет немногим больше, чем натура, — говорит Александр Ботвиненок, приподнимая макет. — Это сделано для того, чтобы человек мог «общаться» с памятником, не задирая при этом голову. Руки классика будут находиться на уровне глаз человека».

Сам образ создан на основе личных воспоминаний авторов.

Скульптор вспоминает, как ходил на творческие встречи с Василием Владимировичем, которые проводил их общий друг — Михаил Савицкий. «Единственное, о чем жалею, — говорит мастер, — постеснялся познакомиться лично. Поэтому в основном пользовался фотоматериалами, видеосъемкой, хотя и сам я неплохо помню внешность Василия Владимировича. Когда отмечалось 90 лет со дня рождения писателя, мой деревянный макет был выставлен в экспозиции музея Максима Богдановича и мне передавали слова вдовы Быкова Ирины о том, что образ вышел очень схожим».

— Вернувшись к образу Быкова, мы сможем сказать об очень важных вещах, особенно нашей молодежи, — добавляет Армен Сардаров.

— При всем развитии новых технологий, достижениях прогресса, в душах молодых людей продолжается все та же борьба, что и всегда, — борьба добра со злом. И еще один аспект — это народная память. Разрушая многое в недавнем прошлом, мы не задумались о создании нового. Как пример приведу историю с демонтажем памятника Ленину в столице, который планировался в начале 1990-х — я тогда выступил с осуждающей статьей в печати. Даже если не поднимать вопроса архитектуры (а памятник Манизера в ансамбле Лангбарда выглядит максимально органично), то отказ от собственной памяти ни к чему хорошему не приведет. Решать проблемы надо сначала внутри себя, а не хвататься за памятники. Падать на колени никто же не заставляет, но и ломом ломать… Памятник Быкову — это память о человеке, который не даст нам потерять свою память.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?