Первый год Евразийского экономического союза (ЕЭС) продемонстрировал, насколько по-разному Россия и Беларусь видят этот интеграционный проект.

В то время как Россия пытается создать нечто вроде Европейского Союза для внешней аудитории и Советского Союза для внутренней, Беларусь не получает дополнительных выгод от этого проекта. Сокращение большого количества исключений из торговых тарифов происходит очень медленно, а торговля Беларуси с членами ЕЭС упала на треть.

24 ноября российская газета «Коммерсант» написала, что Евразийский экономический союз может вскоре отменить беспошлинный экспорт автомобилей, произведенных на территории ЕЭС. Это существенным образом ударит по экономике Беларуси и может подорвать всю идею сборочных линий Geely, Peugeot и Citroën в стране.

Союз амбиций России?

Первый год Евразийского экономического союза показал, что Россия хотела сделать этот проект похожим на Европейский Союз. Армения и Кыргызстан стали членами союза наряду с Беларусью, Казахстаном и Россией. ЕЭС подписал взаимное соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, а в соответствии со статьей Путина, опубликованной 17 ноября на сайте китайского агентства Синьхуа, в настоящее время около 40 стран рассматривают возможность создания зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

Некоторые идеи ЕЭС явно получили вдохновение от Европейского Союза, например, желание отменить роуминг или идея создания общей идентичности. В начале года спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость «укрепления информационной работы, чтобы захватить массы евразийскими идеями».

Но кажется, что только Россия думает о союзе таким образом. Беларусь видит это иначе.

Так мало экономики и так много политики

В первый год своего существования Евразийский экономический союз принес Беларуси плохие экономические результаты. Кроме того, падение цен на нефть и ухудшение состояния российской экономики сильно ударили по евразийской интеграции.

В первые шесть месяцев 2015 товарооборот между Беларусью и другими странами ЕЭС снизился на $2,5 млрд по сравнению с первым полугодием 2014 года. Это значит, что белорусская торговля с Евразийским экономическим союзом в этом году снизилась на треть. По данным Евразийской экономической комиссии, только Беларусь и Армения испытали подобный спад.

2015 год не принес ожидаемой либерализации торговли. Удивительно, но Беларусь, которая обычно держится протекционистской политики, активно продвигает снятие ограничений в торговле между странами ЕЭС.

Беларусь пытается получить доступ к важным для нее рынкам нефти и газа, однако Россия планирует либерализовать их только в 2025 году. Это позволит компаниям других стран покупать российские энергоресурсы на тех же условиях, что имеют российские компании.

Пожалуй, все белорусские высокопоставленные чиновники в 2015 году выступали за снижение торговых ограничений. 12 июля министр иностранных дел Владимир Макей пожаловался, что «ЕЭС не должен быть игрушкой», намекая, что Кремль видит союз именно таким образом. По словам премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова, в феврале 2015 года список исключений во взаимной торговле начал расти.

Самая большая проблема Евразийского экономического союза имеет мало общего с экономикой, или по крайней мере с тем, что люди обычно понимают под экономикой. Торговые войны с Россией продолжаются, несмотря на существующие соглашения. Евразийский экономический союз начал свое существование на фоне продуктовой войны Беларуси и России. Конфликт разгорался в течение всего года, когда Россия обвиняла Беларусь в реэкспорте западных продуктов. В результате Россия запретила ввоз определенных групп товаров и возобновила таможенные проверки на белорусско-российской границе.

Продолжение торговых войн показывает, что Кремль воспринимает ЕЭС в качестве политического проекта. К тому же, в последнее время почти каждый вопрос приобретает политическую окраску.

24 ноября газета «Коммерсант» опубликовала статью, согласно которой Казахстан и Россия предлагают отменить преференции для иностранных автопроизводителей, которые собирают автомобили на территории Евразийского экономического союза. Если это произойдет, иностранные компании могут прекратить сборку Geely, Peugeot и Citroën в Беларуси. Этим летом Беларусь подписала контракт с General Motors, который может быть пересмотрен, если ЕЭС отменит преференции.

Уже в декабре руководители Евразийского экономического союза могут принять решение об отмене торговых преференций. Похоже на то, что все страны, за исключением Беларуси, поддерживают этот шаг.

Две инерции евразийской интеграции

Несмотря на то, что Беларусь во многих вопросах в этом году не приблизилась к другим странам ЕЭС, Евразийская экономическая комиссия, технический орган союза, сделала несколько шагов вперед в продвижении интеграции. В сентябре комиссия объявила, что она приняла ряд соглашений в области энергетики, сельского хозяйства и инфраструктуры. В следующем году состоится либерализация фармацевтического рынка, а в 2017 году должен появиться общий валютный рынок.

Тем не менее, в процессе интеграции продолжает доминировать политическая инерция, что приводит к ее распаду. Россия воспринимает ЕврАзЭС в качестве политического проекта, который способствует ее собственной гегемонии, а другие страны смотрят на евразийскую интеграцию подозрительно.

Кроме того, некоторые страны по-прежнему не хотят видеть Евразийский экономический союз единым для себя интеграционным проектом. 24 ноября Казахстан завершил ратификацию документов, связанных со вступлением во Всемирную торговую организацию. Значительная часть тарифов, вошедших в соглашение между Казахстаном и ВТО, являются более низкими, чем те, что приняты в ЕЭС.

Кроме того, экономический спад в зоне союза и особенно в России подрывает стимулы стран для дальнейшей интеграции. В таких условиях первый год членства Беларуси в Евразийском экономическом союзе показал довольно слабые результаты. Евразийская интеграция продолжает происходить больше на словах, чем на деле.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?