На протяжении XII века неузнаваемо изменился культурный ландшафт Полоцкой земли. Заметной его особенностью стали каменные храмы — мы насчитываем их 13. Самый первый каменный храм в Полоцке — Софийский собор — закончили возводить около 1050-х. Спустя полвека возводят Большой храм в Бельчицком монастыре под Полоцком. В церквях, строительство которых велось позже, начинали просматриваться отличительные черты, характерные для собственно полоцкой архитектуры. Так, вскрытые во время раскопок храм-усыпальница Ефросиниевского монастыря и церковь на Нижнем замке имеют галереи с расширениями по углам храма.

Архитектурные новации

Наиболее отличительными чертами обладает, к счастью сохранившаяся, Спасская церковь Ефросиниевского монастыря. Ее архитектор, зодчий Иоанн, сломал византийскую храмовую традицию. Последняя предусматривала пространственное расширение храма, мощные горизонтальные линии. Спасская же церковь заложила новый тип устремленного вверх, башнеобразного храма, который будет доминировать во второй половине XII в. в зодчестве Восточной Европы. Российский историк архитектуры Павел Раппопорт образно определил Спасскую церковь как образец «русской готики». Вся композиция храма подчеркивает вертикальную устремленность, нарастание остроты форм с низу до верху.

Обстоятельства строительства храма нам известны из составленного в самом конце XII в. «Жития» Евфросинии Полоцкой.

Выбор Ефросинии

Ефросиния (ок. 1101—1167) — это монашеское имя представительницы полоцкой княжеской династии. Ее же светское имя было Предслава, а крестильное — Евпраксия (Параскева). Предслава была старшей и долгожданной дочерью в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына легендарного Всеслава Полоцкого. Князь Святослав Святославович (1050-е — после 1130) был младшим среди братьев, поэтому не мог претендовать на полоцкий стол. Ему был выделен Витебск, где, вероятно, и родилась Предслава. По косвенным данным, матерью Предславы была София, дочь Владимира Мономаха. В семье были еще дети — младшие сестра Гордислава, братья Давид и Василько.

Фото радио «Рацыя»

Фото радио «Рацыя»

Согласно «Житию», в 12-летнем возрасте Предславу хотели выдать замуж, но она отказалась и тайно приняла постриг в Полоцком монастыре. Вероятно, это произошло в 1116 году.

Как говорится в «Житии», отец Ефросиньи критически оценил ее выбор, «печаль же по ней охватил весь дом его». Выбор Ефросинии ставит вопрос о феномене религиозности в Полоцкой земле в начале XII в. Археологические артефакты свидетельствуют, что в жизни городского населения еще существовали сильными языческие реминисценции. Но среди элитных общественных слоев того времени христианство уже имело прочная опору.

Переселившись в каменную келью Софийского собора, Евфросиния занялась переписыванием книг и «прибыль от продажи их отдавала тем, кто был в нужде». Это важная фраза из «Жития», поскольку свидетельствует о наличии уже сформировавшегося круга читателей в Полоцке XII в. Возможно, переписывание книг на пергаменте, что в то время было нелегкой физической работой, стало одним из схимных обетов молодой монахини.

Мистика и правовые акты

Этот период отмечен и мистическими видениями Евфросинии, во время которых ей было указано место будущей Спасской церкви. Трижды к княжне-инокине являлся ангел и отводил ее на то «туда, где была церковка Святого Спаса, метохия Святой Софии, что зовется в народе Сельцо». Следовательно, в двух верстах от тогдашнего Полоцка, на метохии — монастырской земле, находилась деревянная Спасская церковь. Ангел изрек: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть». Этот же ангел, свидетельствует «Житие», явился и полоцкому епископу Илье, в результате чего тот созвал полоцкого князя Бориса, отца Ефросинии князя Георгия, других почетных мужей и объявил: «Вот при вас я отдаю Евфросинии место Святого Спаса, да по кончине моей никто не отнимет у нее сего дара». Именно так функционировало право в обществе с ограниченной письменной традицией — сделки и жалования еще не фиксировали в актовых документах, а объявляли при свидетелях.

В итоге этих мистических видений и правовых актов появилась каменная Спасская церковь. Ее возвели за 30 недель, то есть за один строительный сезон. Строительство предусматривало и основательный подготовительный период: вблизи стройплощадки на протяжении нескольких лет закладывались ямы для гашения извести, а непосредственно перед строительством поля устилали кирпичами-плинфами для просушки, а потом складывали из них же полевые печи для обжига.

Светское влияние игуменьи

Евфросиния стала игуменьей нового полоцкого монастыря. К монашеству она привлекла и своих сестер — родную Гордиславу и двоюродную Звениславу Борисовну, которая под новым именем Евпраксия стала ближайшей помощницей Ефросинии. В дальнейшем Ефросиния подвигла к монастырскому постригу и племянниц Ольгу и Кираанну.

Поместив в 1128—1129 гг. в монастырь своих родных, она спасла их от ссылки сначала в Киев, а потом и в Византию. Напомним, в 1127 году, после масштабного похода коалиции южнорусских князей на Полоцкую землю, Всеславичи были сосланы в Константинополь. Отец Ефросинии, князь Святослав-Георгий, так и скончался на чужбине. Евфросинию же спас от ссылки сан игуменьи.

Многое свидетельствует и о том, что она имела широкие полномочия не только в религиозной, но и политической жизни Полоцкой земли XII в.

Именно игуменья Евфросиния, а не епископ, направила посольство в Константинополь с целью обретения полоцким Софийским собором иконы Богоматери Эфесской. Считалось, что это одна из трех прижизненных икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой. За иконой Ефросиния направила к византийскому императору Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила.

Также Ефросиния издавала от собственного имени письменные документы, что в условиях XII в. являлось свидетельством высокого общественного статуса. Пломбы-печати княжны-игуменьи находили в разных местах Восточной Европы — на Рюриковом городище в Новгороде, в Кокнесе (полоцкой крепости Кукенойс на Двине) и непосредственно у стен Спасской церкви в Полоцке. Свинцовые пломбовые печати привешивались на шнурах к актовым документам или посланиям. Сами пергаменты, к сожалению, не сохранились.

О видении Ефросиньей своей миссии в духовной и политической жизни Полоцкой земли мы можем узнать из сюжетов фресок Спасской церкви.

Патрональная программа фресок

Западную часть церкви занимает монументальная композиция Крестовоздвижения, а по боковым стенам расположены две пары святых мучеников: на севере — Борис и Глеб, на юге — Роман и Вячеслав Чешский. С атрибуцией святых ошибки исключены, поскольку имеются сопроводительные надписи.

Исключительное место во фресковой росписи занимает фигура Вячеслава Чешского. В образе просматриваются портретные черты — это человек с длинными волосами, которые спускаются на плечи несколькими прядями, слегка закрученными усами и короткой клинообразной бородой. Традиция почитания святого Вячеслава (Вацлава) восходит к самым началам чешского христианства.

Фреска с изображением святого Вячеслава Чешского — свидетельство контактов полоцкого православия с Западом.

Фреска с изображением святого Вячеслава Чешского — свидетельство контактов полоцкого православия с Западом.

Изображение св. Вацлава в Спасской церкви показывает, что культурные и религиозные связи Полоцка не укладывались лишь в «русско-византийский» вектор. Мы видим, что в XII в. существовало церковно-культурное пространство, объединявшее Полоцк и Русь с западными славянами.

Святой Вацлав (907—935/936) — патрон Чехии. Родителями Вацлава был князь Вратислав I (888—921) из первой чешской династии Пржемысловичей, легендарными основателями которой во второй половине VIII в. стали крестьянин-пахарь Пржемысл и княгиня Либуша. В начале IX в. из Баварии на территорию Чехии начало проникать христианство, а в 845 г. в Регенсбурге 14 чешских князей приняли крещение. Но, пытаясь избежать немецкого доминирования, чехи в вопросах катехизации обращались к Византии. С 863 г. в Моравии (восток Чехии) проповедовали славянские просветители Кирилл и Мефодий. Мать князя Вратислава I Людмила стала их ученицей.

Когда же князь Вратислав I погиб в битве с мадьярами, регентшей при несовершеннолетнем Вацлаве осталась его мать, княгиня Драгомира. Она происходила из полабских славян, родовым центром которых был Бранибор — будущий Бранденбург. Полабы в первой половине IX в. оставались язычниками. И сама Драгомира воплощала в Чехии языческую реакцию на христианизацию края.

Противостояние завершилось покушением на Людмилу — она была задушена сторонниками Драгомиры. В определенном смысле ее судьбу предстояло разделить и внуку Вацлаву.

Достигнув совершеннолетия, он продолжил активную политику христианизации Чехии. Это вело к усилению зависимости Чехии от немецкого епископата — и часть чешской элиты сделала ставку воспитанного под влиянием матери-язычницы Болеслава, младшего брата Вацлава.

В 935 г. Вацлав был убит в церкви по приказу Болеслава. Канонизировали Вацлава как мученика, и в этом видится характерная черта средневекового христианства. Во то время, когда для индивидуального выживания требовались постоянные усилия или сверхэнергия, склонность к сдержанности и смирению с судьбой считались добродетелью, способной удерживать социум в правовых и культурных рамках. (Подобным образом на Руси канонизировали мучеников Бориса и Глеба.) Если верить «Житию» святого Вацлава, чешский князь знал о намерении Болеслава его убить, но добровольно пошел на смерть. Показательно, что инициатором канонизации стал его брат-убийца.

Святой Вацлав почитается православной церковью как святой Вячеслав Чешский. 

Выбор святых для Спасской церкви носил символический характер для полоцкой династии. Имена Борис, Глеб, Вячеслав были родовыми для Всеславичей. Но не только таким образом Ефросиния намеревалась увековечить здесь свой род. За последние годы, в ходе реставрационных работ в Спасской церкви, были обнаружены семь аркасолиев — погребальных арочных ниш в стенах. Очевидно, что церковь возводилась как семейная усыпальница для родственников Ефросинии.

Возле одной из тех ниш помещено изображение святой Ефросинии Александрийской — патронессы полоцкой игуменьи. Биография Ефросинии Александрийской исключительна: она жила в V в. в монастыре под видом мужчины. Образ святой был нанесен, как предполагал российский реставратор полоцких фресок Владимир Сарабьянов, рядом с аркасолием, предназначенным для будущего захоронения Ефросинии Полоцкой. Здесь настоятельница, скорее всего, и молилась во время храмовых служб.

Одним из самых ясных проявлений патримониальной программы фресок стал портрет самой Евфросинии, подносящей модель Спасской церкви Всевышнему, который, в свою очередь, благословляет ее с небес. Ефросиния без нимба, что свидетельствует о создании фрески еще до оформления ее почитания как святой.

Весь ансамбль Спасского монастыря возводился Ефросинией как полоцкий сакральный и династический мемориал. Здесь она и планировала почить на веки — рядом со своими родными и на своей земле. Но вышло так, что «вернулась» в Полоцк она только в ХХ веке.

Об паломничестве святой Евфросинии и о том, существовал ли «полоцкий матриархат», читайте в следующем выпуске «Истории Беларуси».

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?