24 января в Беларуси вступил в силу закон «О борьбе с коррупцией» (в новой редакции). Он был принят Палатой представителей Национального собрания во втором чтении 26 июня 2015 года и одобрен Советом Республики четырьмя днями позже. 15 июля 2015 года закон подписал президент.

До поступления в парламент законопроект по поручению главы государства на протяжении четырех месяцев – в августе-декабре 2014 года – был представлен на общественное обсуждение. От граждан, госорганов и других организаций к нему поступило более 300 предложений.

Закон «устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий».

Закон устанавливает запрет на назначение на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам (до истечения пяти лет после такого увольнения), а также запрет на прием на государственную службу лиц, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий (бессрочно). 

Предусматривается лишение государственных должностных лиц, совершивших в период прохождения службы указанные преступления, права на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством о государственной службе и предоставление только пенсии по возрасту. 

Кроме того, совершенствуется порядок декларирования доходов и имущества отдельных категорий государственных должностных лиц в целях максимально полного установления их реального имущественного положения. 

Вводится механизм изъятия у государственного должностного лица, занимающего ответственное положение, а также поступившего на государственную службу путем избрания, имущества, стоимость которого на 25% и более превышает доход, полученный этим должностным лицом за отчетный период из законных источников. 

Вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции). 

Отменяется запрет на работу по внешнему совместительству для лиц, совершающих юридически значимые действия, которые не влекут существенных последствий (начальников подразделений, служб, отделов, цехов, лабораторий на различных предприятиях). Законом предусматривается распространение данного запрета исключительно на должностных лиц, обладающих реальными государственно-властными полномочиями (государственных служащих, военнослужащих, руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций и негосударственных организаций с долей государственной собственности не менее 50%). 

Для недопущения формального подхода к применению мер взыскания исключается ответственность за малозначительные неточности при декларировании доходов и имущества.

Также 24 января вступило в силу постановление правительства от 15 декабря 2015 года № 1040, которым в ряд документов внесены изменения, предусмотренные законом о борьбе с коррупцией. Документом утверждена новая форма контракта руководителя госоргана (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности главой государства.

От чиновника, в частности, требуется:

- не заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, не оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

- не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа (организации), служащим (работником) которого (которой) он является;

- не совершать от имени государственного органа (организации) без согласования с государственным органом (организацией), в подчинении (ведении) которого (которой) он (она) находится (в состав которого (которой) он (она) входит), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники;

- не принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией;

- не принимать участие в забастовках;

- не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;

- не выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) он является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных советов депутатов), не использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;

- не принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или не получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;

- не принимать без согласия президента государственные награды иностранных государств;

- не получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Как сообщили в Генеральной прокуратуре, в 2015 году в Беларуси учтено (приговоры вступили в силу) 1.603 коррупционных преступлений, что более чем на 17% больше, чем в 2014 году – 1.326. Наибольший рост отмечен числа преступлений, связанных с превышением власти – с 43 до 132. Количество фактов получения взятки составило 126, дачи взятки – 55, посредничества – 1. В 2014 году эти показатели составляли соответственно 83, 35, 3.

Больше всего преступлений коррупционной направленности учтено в здравоохранении – 221, промышленности – 183, АПК – 143, строительстве – 133, торговле – 123.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?