Специалисты кафедры «Промышленная электроника» Гомельского государственного технического университета имени П. Сухого и ОАО «Гомельтранснефть Дружба» разработали внутритрубный герметизатор для нефтепроводов, управляемый с поверхности земли.

Агрегат предназначен для удержания напора нефти в трубе перед тем участком трубы, на котором проводятся ремонтные работы. Система уже применяется на нефтепроводе «Дружба». В настоящее время оформляется патент на изобретение.

Разработка ведется с 2009 года по заказу ОАО «Гомельтранснефть Дружба». К тому времени нефтяники своими силами уже разработали герметизатор в виде механического запирающего устройства, с возможностью его транспортировки к месту проведения ремонтных работ за счет энергии транспортируемой нефти и последующего приведения в действие значительным повышением давления в трубе.

Специалисты-электроники университета занялись разработкой электронных и электромеханических устройств, которые бы позволили превратить это механическое устройство в современную мехатронную систему с дистанционным управлением. «До ума» первую модель доводили в лабораториях университета, а также на участке ремонта и наладки технологического оборудования ОАО «Гомельтранснефть Дружба», где под руководством инженера-механика Владимира Яковца была сооружена специальная испытательная камера.

Первый эксплуатационный запуск состоялся в октябре 2015 года. Агрегат запустили в подземную нефтетранспортную систему в камере пуска на нефтеперекачивающей станции «Гомель» (деревня Бобовичи). За счет энергии транспортируемой нефти агрегат за 10 часов переместился на расстояние 65 км к месту проведения работ, где был запеленгован с поверхности комплектом наземной аппаратуры и получил команду на герметизацию трубы. Не слишком высокое давление, которое в этот момент удалось создать в нефтепроводе (7 атмосфер), хотя и запустило по команде с поверхности процесс герметизации, но не позволило резиновым уплотнителям герметизатора войти в прочное сцепление с внутренними стенками трубы.

— Особенностью разработанного герметизатора является то, что степень герметизации существенно зависит от давления в нефтепроводе перед пуском процесса герметизации, — уточнил детали заведующий кафедрой «Промышленная электроника» Юрий Крышнев.

В тот из-за слабого давление в трубе не удалось добиться полной герметизации. Но даже в этих условиях от места будущего проведения огневых работ откачали 44 кубометра нефти, а не расчетные 600, что можно считать положительным результатом. Уменьшение объема откачанной нефти повлекло за собой экономию времени на ее откачку и самого топлива — на работу промышленного насоса. Это значит, что уже при первом запуске разработка принесла ощутимый экономический эффект. По окончании ремонтных работ герметизатор с потоком нефти добрался до нефтеперекачивающей станции «Мозырь», где был извлечен на поверхность.

После этого система прошла плановую техническую диагностику, и в начале декабря 2015 года герметизатор совершил уже более длительное путешествие. Запущенный в Мозыре, он прошел 84 км до Турова, выполнил свою задачу и через неделю был принят в камере приема в Пинске Брестской области. На этот раз давление в нефтепроводе перед запуском процесса герметизации составляло 30 атмосфер, и герметизация была стопроцентной. Последующую дистанцию от Турова до Пинска герметизатор прошел фактически в режиме очистные снаряда, очистив изнутри стенки трубы. После окончания этих операций механическая часть системы проходит реконструкцию, в частности, уплотнители будут заменены на новые.

— На начало весны запланировано очередное «погружение», — поделился планами Юрий Крышнев. — Разрабатывается график проведения основных работ, которые будут осуществляться в том числе и с герметизатором. Этап научных исследований, связанных с созданием способов определения координат и управлением герметизатором, пройден. Теперь будем укоренять внутритрубный герметизатор в постоянную эксплуатацию на трубопроводном транспорте и совершенствовать систему, добавляя в нее различные сервисные элементы, в том числе — на уровне создания специальной геоинформационной системы для внутритрубных устройств нефтепровода. В перспективе еще несколько герметизаторов планируется разработать и смонтировать для потребностей ОАО «Гомельтранснефть Дружба».

Есть у системы и экспортный потенциал. Уже проявили интерес транспортники из Российской Федерации и Казахстана, а также нефтетранспортная организация из Чехии.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?