Состояние беларуской нации

За прошлое столетие беларусы достигли значительного прогресса в строительстве своего государства — в мире стала существовать независимая и суверенная страна Беларусь. За последние 100 лет в развитии страны были благоприятные и неблагоприятные периоды, а современные государственность и суверенитет Республики Беларусь значительно укрепились только после выхода из состава СССР. Однако, нужно отметить ряд факторов, которые не способствуют строительству национального государства в наше время, а именно, приверженность современного руководства к построению русскоязычного государства, сохранение советского, авторитарного стиля управления страной, воспитание патриотизма, основанного только на кратковременной истории последней войны, притеснение белорусского языка и белорускости, участие в военных блоках (ОДКБ, отдельные соглашения с Россией), всё большее включение страны в сферу «русского мира», идеология которого направлена на военную, политическую и культурную экспансию не только на соседние, но и на отдаленные страны, где присутствуют элементы русской культуры.

Нынешняя государственная политика находится в противоречии с реализацией национальной идеи, о чем свидетельствуют неупотребление белорусского языка в государственных учреждениях, советская интерпретация истории Беларуси, введение в учебных заведениях дисциплины «Идеология белорусского государства», которая не затрагивает решения национальных вопросов, вытеснение белорусских исполнителей и авторов с государственных теле- и радиоканалов, существование чёрных списков музыкантов, писателей, представителей других творческих профессий, запрет на национальные символы. Некоторые проявления белорускости со стороны государства (редкие выступления руководителей на белорусском языке, появление белорусских билбордов) не носят системного характера и скорее выглядят эхом лавирования в действующей геополитической ситуации. Новейшая модификация патриотизма, которая преимущественно базируется на достижениях советской эпохи и факте победы во Второй мировой войне, не может считаться продуктивной и перспективной, так как перечёркивает всю предыдущую 1000-летнюю историю становления белорусской государственности, берущей начало во времена Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. В то же время, следует отметить, что без непосредственного участия самого государства национальное строительство силами только национальной элиты будет в значительной степени замедленно.

Среди ряда моделей строительства государства (гражданская, культурная, воображаемая) выбор модели этнонационального государства в наибольшей степени соответствует реальной ситуации в Беларуси.

Строительство гражданской нации без соответствующего фундамента этнокультурной общности, подкрепленной общей историей, традициями, языком, мировоззрением и, так или иначе, этническим происхождением, — является ошибочным путем. Ничто в современных условиях не может так способствовать строительству государства как принадлежность большинства граждан к одному этносу (83,7% населения страны назвали себя белорусами, 2009). Нельзя согласиться с тем, что Беларусь многонациональная страна. Большинство нации составляют белорусы (этнос, образующий нацию, или титульная нация), которые в основном и определяют менталитет страны, ее общее настроение и отношение к внешнему миру. В то же время в Беларуси национальные меньшинства живут в безопасности, благодаря как существующим законам, так и миролюбивым отношением к национальным меньшинствам самих белорусов. Будущее этнонациональное государство представляется таким государством, которое реально отстаивает интересы титульной нации и в которой гражданам меньшинств гарантируются равные права и защита от ассимиляции при реализации их национальных проектов. Только на этом пути видится будущее нашей страны. Беларусь не может строить государство на основе культурной модели или гражданской, русскоязычной модели, как это делается сейчас, по одной простой причине. И в одном, и в другом случае поглощение белорусского государства «русским миром» является неизбежным.

Предполагается, что дальнейшее существование белорусского государства должно приобрести формат нейтральности. На сегодня в Конституции Республики Беларусь записано, что «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным» (Статья 18). Состояние нейтральности будет политическим выходом из-под угрозы быть втянутыми в сферу «русского мира» и соответствует как ментальности белорусского народа, так и государственным интересам. Очевидно, что состояние нейтральности не предусматривает членства в военных или иных блоках, вовлеченных в региональные или глобальные конфликты. Состояние нейтральности дает правовые и моральные основания противостоять военной или экономической агрессии, которые угрожают независимости и суверенитету страны. Права и обязанности нейтрального государства определены в разделах 5 [1] и 13 [2] Гаагской конвенции 1907 года. Получение страной юридического статуса нейтральности в наши дни может быть признано ООН. Нейтральными странами в Европе на сегодня являются: Австрия, Ирландия, Лихтенштейн, Мальта, Молдова (с 1994), Сан-Марино, Сербия (с 2007), Финляндия, Швейцария, Швеция (хотя некоторые из этих стран являются одновременно членами Европейского Союза). При этом важно также осознавать, что ни тесный союз с ЕС, ни — тем более — с Россией не будут оптимальными вариантами дальнейшего развития.

Представляется, что строительство национального государства не может быть основано исключительно на христианской морали по нескольким причинам: многоконфессионности в стране, отсутствия абсолютного численного превосходства (более 50%) одной из религиозных конфессий, наличия значительной доли нерелигиозных людей среди населения (41%).

Состояние самоидентификации белорусской нации по-прежнему остается недостаточно прочным.

Причинами этого являются как советское наследие, так и продолжение современным руководством почти той же советской политики в отношении национальных вопросов. Граждане Беларуси до сих пор не рассматривают независимость страны, как одну из важнейших ценностей. Но в то же время, если говорить об отнесении себя к белорусской нации, то 83.7% населения страны называют себя белорусами (перепись 2009 года). Столь высокая национальная однородность является хорошим основанием для строительства национального государства.

Ситуация с белорусским языком весьма болезненная и катастрофическая, что стало результатом как объективных процессов, связанных с урбанизацией, так и с бездействием современного правительства, что фактически ведет к постепенному вытеснению белорусского языка из национального сознания. Отмечая, что подавляющее большинство граждан Беларуси положительно относится к белорусскому языку и культуре, все же в условиях упадка национального языка надеяться на достойное и полноценное строительство национального государства можно только при допущении, что белорусы будут глубоко знать свою давнюю историю (Полоцкое княжество, Великое Княжество Литовское), уровень знаний о которых ещё недостаточен.

Становление и развитие гражданского общества, основанного на демократических ценностях, в условиях авторитарного режима весьма ограничено. Под влиянием России и Русской православной церкви в последние два столетия ментальность белорусского населения формировалась в интересах царской власти Российской империи, а затем в интересах коммунистической диктатуры СССР в ключе пассивности перед сильной государственной властью и не была направлена на развитие личности, её свободы и уважения к частной собственности. Все это вместе наряду с современной государственной пропагандой привело к тому, что политическая культура белорусов и уровень развития гражданского общества остаются на достаточно низком уровне. Очевидно, что люди не воспринимают авторитарный режим, как угрозу демократическим свободам, что возможно связано как с личностью главы государства и с той политикой которую он проводит, с экономической и политической стабильностью, которая на это время их устраивает, так и с антиконституционным давлением на свободу слова и тотальным подчинением СМИ государству. Парадоксально, но граждане Беларуси, поддерживая в большинстве демократию (75,3%), в то же время не против авторитарного стиля управления (61,6%). На референдуме 1996 года 65% граждан проголосовали за то, чтобы государство не отчитывалось общественности за финансирование всех ветвей власти. Только дезориентированное пропагандой население могло проголосовать таким образом.

Ментальность белорусов недостаточно подготовлена к восприятию связанных с равноправием ценностей, которые в цивилизованном мире постепенно входят в жизнь и с пониманием воспринимаются обществом: белорусы недостаточно толерантны по отношению к другим расам, нетрадиционным религиям, к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, отрицательно относятся к отмене смертной казни. Нетолерантность и ксенофобия, которые часто приписываются «националистам», должны находиться под пристальным вниманием и контролем со стороны национальной элиты как теперь, так и в будущем.

Национальное самосознание граждан Беларуси пока еще очень невысокое.

То, что люди не пользуются родным языком, не хотят, чтобы дети учились в белорусских школах, ходили в белорусские детсады, низкая активность в протестных акциях, равнодушие к национальным ценностям, ностальгия по советскости, восприятие русской культуры как своей, а восприятие своей культуры как вторичной, нивелированное чувство национальной гордости — все это никак нельзя отнести в актив национального самосознания. К тому же «русский мир» неизбежно окружает нас каждодневно. На изучение произведений именно русских писателей базируются ценностные ориентиры учащихся средних школ; пьесы русских драматургов преобладают в отечественных театрах; российская попса доминирует на большинстве концертных площадок Беларуси и в медиасфере. Очевидно, что беларуское общество не сможет выбраться из своих постколониальных подвалов до тех пор, пока не преодолеет рефлекс бесконечного оглядывания на Россию. Не способствует росту национального сознания и постоянно пропагандируемая и не соответствующая историческим фактам идея о триединстве восточнославянских народов, что особенно стало очевидным во время военной агрессии России против Украины.

Строительство полноценного национального государства при недостатках, о которых сказано выше, будет замедлено, несмотря на то, что по своей образованности и даже по уровню жизни Беларусь могла бы соответствовать европейским стандартам. Строительство наций-государств в Европе продолжается в таких этнически однородных странах как Сербия (83% населения составляют сербы), Хорватия (88%), Словения (89%), Литва (84%). Беларусь тоже имеет потенциал строить национальное государство.

Белорусская национальная элита стремится использовать ценности, основанные на истории, культуре и традициях белорусского народа. Культура у народа может быть только одна. Разделение ее на провластную, национальную или другие культуры — искусственное. Современные госчиновники и национальная элита, как выясняется из публичных высказываний, собираются строить различные модели Беларуси, которые, по логике, слабо совместимы между собой. В разделение элит на правительственную, национальную, творческую или другие можно было бы верить только тогда, если бы в обществе существовал свободный обмен мыслями, открытое поле для борьбы идей. Утверждать, что есть правительственная культура — это значит признавать свое поражение. Временное преимущество государственной политики в области культуры сразу же исчезнет, как только будет освобождена трибуна для всех отпущенных на свободу граждан страны, для всех тех, кого власть за самостоятельные взгляды и независимую позицию загнала в политическую и культурную резервацию, для тех, кого она записала в творческие черные списки. Надеяться же на настоящее полноценное сотрудничество с авторитарным государством не приходится в силу того, что нынешнее руководство не рассматривает гражданское общество в качестве равноправного партнера.

Предлагаемая Стратегия развития белорусской нации рассчитана на ближайшие два десятилетия вне зависимости от возможных изменений внутреннего или внешнего политического/геополитического характера (революция, агрессия или иное).

Не отрицая и поддерживая политические подходы, стоит заметить, что постоянной задачей национальных сил должна быть борьба за национальное сознание граждан Беларуси, а такая работа требует длительного времени и не может быть решена кратковременными кампаниями.

Силы национальной элиты за последнее время значительно расширились за счет многочисленных институтов, организаций и веб-структур, однако, к сожалению, значительное количество их вынуждено действовать из-за рубежа. Свободно же работать на родине очень сложно из-за многочисленных ограничений и законов, которые фактически загнали свободное мышление вместе с белорусским языком в «белорусское гетто». Несмотря на некоторые слабости «незрелой» белорусской нации возможность строительства полноценной нации и нейтрального, белорусского национального государства остается. Это надежда базируется на: независимости и суверенитете, которыми сейчас обладает Республика Беларусь, высокой национальной однородности населения (83,7% населения белорусы), наличии незначительной количественно, но активно работающей национальной элиты, существенной доли населения, которая сочувствует и может подержать идеи, направленные на укрепление нации, возрастающего количества информационных ресурсов, благоприятных внешних условиях, теоретических доказательствах возможности строительства национального государства в период существования информационного общества.

Цель Cтратегии

Целью предлагаемой Стратегии является построение нейтрального, национального государства, в котором абсолютно равные права будут иметь представители национальных меньшинств и представители нациообразующего этноса — белорусы.

Задачи, проистекающие из характеристики современного состояния белорусской нации и цели Стратегии:

Распространять идею обретения страной нейтрального статуса путем референдума и закрепления этого положения в Конституции РБ.

Поддерживать идею об исторической уникальности белорусского народа, развитие которого существенно отличается от развития народов России и в значительной степени от развития украинского народа. Считать идею о триединстве восточнославянских народов (Беларуси, России, Украины) не соответствующей исторической правде.

Добиваться мирового признания исключительной или равноправной роли белорусского народа в развитии Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой — великих европейских держав прошлого, на территории которых сегодня проживают граждане современных независимых государств Беларуси, Литвы, Польши и Украины. Не поддерживать идею «литвинства» как концепции, противопоставляемой «белорускости» с целью отрицания исторической преемственности белорусской государственности, ибо принижение значимости какого бы то ни было исторического периода не соответствует интересам нации.

Для предупреждения угрозы потери независимости и суверенитета РБ в результате военных, экономических или культурологических механизмов противостоять идеологии «русского мира» и ньюевразизма, представляющих собой обновленные формы имперского шовинизма.

Не поддерживать современное правительство в строительстве гражданского, русскоязычного государства, и одновременно продолжать активное взаимодействие в рамках законодательства индивидуально и организованными группами граждан с местными властями для улучшения ситуации в отношении белорусского языка (детсады, классы, школы, документация), истории (названия улиц, памятные знаки) и по другим вопросам.

На современном этапе проводить просветительскую работу среди населения в первую очередь в области истории, элитарной и масс-культуры, белорусских национальных традиций (Полоцкое государство, ВКЛ, БНР, БССР, возрождение 90-х), не прекращая усилий по выводу белорусского языка из состояния принудительной изоляции. Добиваться равноправного, ненасильственного употребления белорусского языка в государстве.

В условиях фальсифицированного двуязычия и невыполнения «Закона о языках» стимулировать употребление белорусского языка во всех сферах общественной и культурной жизни, привлекая все возможные подходы и средства, представленные в «Стратегии развития белорусского языка в XXI веке» (2012), включая: открытие белорусского национального университета, поощрение стремления граждан Беларуси, родителей, к открытию белорусских детсадов и школ, религиозных общин различных конфессий — к проведению богослужений на белорусском языке, общественных объединений национальных меньшинств — к изучению белорусского языка и истории, поощрение граждан Беларуси и ритуальных агентств — к употреблению белорусского языка на надгробных памятниках.

Для просвещения населения создать национальный информационный канал и ряд информационных площадок (газеты, журналы, радио, телевидение), построенных по принципу общественных СМИ, на которые не смогут влиять и давить идеологические структуры авторитарного режима.

Распространять информацию обо всех положительных проявлениях белорускости и реагировать на все без исключения проявления этноцида белорусов. Пропагандировать те достижения, которые имеет белорусский народ сегодня.

Популяризировать национальных деятелей, внесших наибольший вклад в развитие нации: И. Носович, Н. Орда, В. Дунин-Марцинкевич, С. Монюшко, К. Калиновский, Ф. Богушевич, Е. Карский, М. Довнар-Запольский, Б. Эпимах-Шипило, И. Луцкевич, Я. Купала, Я. Колас, В. Голубок, В. Ластовский, Я. Лёсик, А. Луцкевич, М. Богданович, А. Червяков, Б. Тарашкевич, Р. Ширма, Г. Цитович, Л. Гениюш, Н. Ермолович, В. Быков, А. Адамович, В. Короткевич, В. Мулявин.

Отмечать национальные праздники, которых пока нет в официальном календаре: 25 марта — День Воли, провозглашение независимости Белорусской Народной Республики; 15 июля — Грюнвальдская битва; 27 июля — День независимости Республики Беларусь; 8 сентября — День белорусской воинской славы, 27 ноября — День начала Слуцкого вооруженного восстания.

Подходы и средства реализации

1. В своих отношениях с людьми, которые будут поддерживать реализацию Стратегии следует соблюдать следующие правила «Кодекса чести»: считать, что участие в строительстве национального государства это большая честь для белорусов и представителей национальных меньшинств; проявлять взаимоуважение и поддержку; критически и обоснованно вести дискуссию с недопущением оскорблений и использования непроверенных фактов; быть толерантными к высказываниям оппонентов; максимально широко пользоваться белорусским языком дома и вне дома; придерживаться единых подходов при выполнении задач Стратегии; избегать фракционности — построить национальное государство можно только при условии единства граждан, независимо от того, сторонниками каких партий, движений, религиозных и других течений они являются.

2. Донести суть Стратегии как можно большему числу граждан РБ. Желательно, чтобы текст Стратегии имелся в каждой семье.

3. Реализация Стратегии рассчитана на ближайшие два десятилетия вне зависимости от возможных изменений внутреннего или внешнего характера (революция, агрессия или иное).

4. Для реализации Стратегии воспитание и поддержка соответствующего национально-осознанного настроения в обществе в долгосрочной перспективе важнее, чем наличие или отсутствие материального благосостояния.

5. Постепенное расширение круга национально-сознательных граждан РБ путем просвещения и за счет проведения постоянных и регулярных акций, направленных на достижение поставленных задач, с участием открытого гражданского общества как внутри страны, так и за ее пределами.

6. Для решения задач Стратегии, в условиях ограниченного доступа к СМИ и отсутствия помощи со стороны государства, использовать все имеющиеся и изыскивать новые силы и средства белорусского общества — национально-сознательных сил и сочувствующих национальной идее граждан РБ, спонсоров, интернет-ресурсов, независимых и государственных СМИ.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0