Белорусский язык, понемногу, перестает быть уделом лишь культурной интеллигенции, оппозиции и пожилых жителей деревни, постепенно расширяя свое присутствие во всех сферах жизни. Бизнес — не исключение. Рекламные билборды на белорусском языке, продвигающие продукцию крупных мировых брендов, уже давно стали привычными. Кто интересовался, давно в курсе: политика большинства глобальных компаний предусматривает ведение рекламной деятельности исключительно на титульном языке нации, населяющей страну.
Параллельно, многие маркетинговые исследования подтверждали: белорусский язык в рекламе делает ее более привлекательной для местных жителей, а, зачастую, даже — сексуальнее. Тем не менее, на поведении местных предпринимателей, все эти факторы долгое время не сказывались: подавляющее их большинство продолжали использовать исключительно русский язык. Много шума наделала прошлогодняя инициатива сети автозаправок А-100, принявшая решение о возвращении к национальным истокам в языковом вопросе.
В Гомеле, тоже, все больше и больше вывесок различных компаний и фирм оформляется по-белорусски. А директор компании «СтройМаркет ТермоДекор» Вадим Мартыненко, кажется, пошел дальше всех. На своей странице в соцсети «Facebook» он сделал запись о том, что полностью переведет свой бизнес на белорусский: от вывесок и ценников, до общения с клиентами и рекламы.
«Сильные новости» пообщались с предпринимателем, чтобы понять: что подталкивает успешных людей возвращаться к историческим и культурным истокам, и насколько здесь силен прагматичный расчет.
— Вадим, для начала, расскажите о причинах своего решения: было ли оно спонтанным, либо Вы, как говорится, «дозрели»?
— Оно не было спонтанным, я шел к этому много лет, начиная с 2000-х годов, когда мне было еще тридцать. Тогда, в первую очередь, мною двигало желание самоидентификации: кто я? Беларус? Русский? Кто? Чувство обиды и досады из-за постоянно деградирующего белорусского языка и находящейся в столь же плачевном состоянии культуры только подстегивали меня, появившееся желание все-таки, быть белорусом, только крепло.
— И как Вы начинали? Проблем хватило?
— Нелегко начинал. Собирался с мыслями долго. Долго хотелось, но примерно четыре года назад начал, понемногу, выдавливать из себя «дзякуй» в общении с продавцами в магазинах. Как говорится, «по приколу», вроде как, ёрничая, вел диалоги с друзьями и близкими. На снятие страха, какого-то комплекса, ушло целых два (!) года! Были белорусские аудиокниги Горецкого, Короткевича, был канал «Культура», «Наша Ніва», другие языковые ресурсы, много чего было. В конце концов, я теперь могу бегло изъясняться в любой ситуации.
— И решили распространить свое увлечение на бизнес?
— Вопрос перехода на мову в бизнесе — этоо вопрос эволюции и своеобразного куража. Как бизнесмен, я думал, конечно, о материальных последствиях этого шага, однако какой-то статистики либо аналитики по этой теме найти не удалось. Решение подстегивалось осознанием фактора риска, чувство, что ты принадлежишь к первопроходцам…
— Не слишком ли легкомысленно для бизнесмена, принимать столь ответственные решения, мотивируясь романтическими настроениями?
— После того, как мой пост в Facebook на эту тему набрал несколько сотен «лайков», на меня обрушилась лавина предложений о помощи, мотивирующих сообщений, одобрения, я понял, что это — правильное решение, и оно и было, по сути, Рубиконом.
Сегодня для меня это просто праздник для души! Уверен, любой позитив приносит для бизнеса хороший результат. В сегодняшней ситуации жесткого экономического кризиса это сильно помогает: и конкретная помощь от незнакомых или малознакомых тебе ранее людей, и даже просто — одобрение и поощрение. Я вижу, что процентов семьдесят наших людей, осознанно или нет, умиляются, сталкиваясь с «роднай мовай», окунаясь в нее. Примерно 20% — безразличны. Ну а к оставшимся десяти уже безразличен я, пусть идут себе с миром.
Мой путь к Мове был последовательным и неспешным. Это не сиюсекундное мимолетное решение, это результат эволюции личности. Мова — это большой толчок сегодня в бизнесе, за счет множества факторов. Но ему предшествовали 15 лет раздумий, сомнений, переживаний и небольших шагов. Так что я верю, что все здесь выверено, обдуманно и осознано, и успех гарантирован! По другому и быть не может.
«СтройМаркет ТермоДекор» находится по адресу: город Гомель, пр. Речицкий 7а (с левой стороны от Торгового центра «Мандарин Plaza», поворот на светофоре по главной).