Ежегодно в следующий четверг после Пасхи в селе Оброво Ивацевичского района происходит обряд «Намская Пасха». Этот обряд занесен в список нематериальных ценностей Беларуси.
Корреспондент Свободы побывал в Оброво и посмотрел, как происходит эта церемония, характерная еще для некоторых мест Полесья.
Почему «Намская»? Жители Оброво объясняют это слово как «наш», «нам данный». В других белорусских деревнях этот праздник называется «Навская Пасха», от слова «навье», «навец» — душа покойника. «Навская Пасха», говорят крестьяне, — это Пасха для усопших.
В Оброво обряд начинается с того, что священник открывает церковь, куда приходят в основном женщины пожилого возраста. Женщины берут икону, завернутую в расшитый рушник, и крестным ходом обходят вокруг церкви с религиозными песнями.
В начале обряда женщины пожилого возраста собираются в церкви
Женщины выносят икону Богородицы, завернутую в рушник
Тем временем в деревне из многих домов выходят обровцы и ставят возле своих ворот столы, на которых — угощение для участников обряда. Как правило, это булки из печи, пасхальные яйца, могут быть другие деревенские лакомства. Также на стол кладут и денежное пожертвование на нужды церкви.
Жители Обровоа выносят столы, чтобы встречать крестный ход
Участники процессии подходят к каждому столу, батюшка читает отрывки из Библии, окропляет хозяев, которые его встречают, святой водой и поздравляет с праздником. Сзади процессии идут женщины, которые забирают со стола угощение и благодарят хозяев. Как говорят участники обряда, после священник распределит угощение — часть его пойдет детям.
Священник читает отрывки из Библии
Автомобили не обгоняют процессию, движутся тихонько сзади, а встречные стоят, пока участники обряда не подойдут к очередному дому. Останавливаются даже пожарные машины.
Встречая шествие, обровцы склоняют головы под Библию, когда священник читает отрывки из нее
Оброво — достаточно большая деревня, здесь проживает более тысячи человек. Столов вдоль улиц выставляется очень много, остановиться процессия должна около каждого. Поэтому, говорят, иногда обход деревни может закончиться и в 22 часа. Женщины, которые несут икону, заменяют друг друга, если какая устанет.
Женщины, которые несут икону, периодически меняются, так как шествие иногда длится до позднего вечера
Кроме хозяев, встречают крестный ход и продавщицы около двух обровских магазинов, и работники сельского дома культуры.
Даже продавцы из магазинов прерывают работу и встречают процессию
В полном составе выходят воспитанники детского сада вместе со своими воспитателями и школьники вместе с учителями.
Воспитанники детского сада встречают «Намскую Пасху»
Прервали занятия и обровские школьники
«Только работники конторы никогда не выходят, — говорит обровский священник, — а так, конечно, все организации».
Некоторые обровцы говорят, что в нынешнем виде «Насмкая Пасха» появилась в 1920-е, когда, по преданию, в деревне от неизвестной болезни ежедневно умирали дети. Старые обровцы подсказали тогда, как отвести беду — собрались женщины да за ночь соткали рушник, которым обернули икона Богородицы. С этой иконой обошли каждый двор деревни, и дети перестали умирать.
После этого ежегодно обровцы ходят с таким шествием в следующий четверг после Пасхи.
В нынешнем виде обряд прерывал свое существование в советские времена и был восстановлен в 90-х. Впрочем, старожилы говорят, что «Намскую Пасху» отмечали даже в советские атеистические времена, только тайно.