В 2009 году лондонский аэропорт Хитроу запустил в эксплуатацию полностью автоматизированную транспортную систему с беспилотными автомобилями. То, что раньше казалось фантастикой, стало реальностью. Машины-модули на аккумуляторах перевозят пассажиров крупнейшего аэропорта Европы без участия водителя.

Это одна из первых транспортных беспилотных систем, которую запустили в эксплуатацию. Но подобные машины способны передвигаться только в рамках определенной транспортной системы по заданному алгоритму — работать на обычных дорогах они не могут.

Какие существуют еще транспортные беспилотные системы, насколько они готовы к эксплуатации и возможно ли вообще отказаться от услуг водителей в ближайшие годы?

Многие компании занимаются разработкой беспилотных автомобилей. Среди них как промышленные гиганты (General Motors, Volkswagen, Volvo), так и проекты других компаний (Google, 2getthere, AKTIV, Tesla).

Беспилотник Mercedes

Беспилотник Mercedes

Некоторые компании уже презентуют свои беспилотные концепты. Например, компания Audi предложила журналистам протестировать беспилотную версию модели A7. Свой беспилотник Concept IAA презентовал и Mercedes. Конкуренция высока, поэтому свои проекты представят и другие производители.

Автомобили имеют автопилот, однако подобные концепты могут только парковаться, передвигаться по крупным трассам.

Фактически, они не являются полноценными беспилотниками, поскольку не в состоянии передвигаться в городской среде.

Производители давно устанавливают на свои автомобили электронику для круиз-контроля, распознавания полос и других полезных функций. Это обычная эволюция автомобильной электроники. Однако полностью автономная машина — дело другое. Такой автомобиль должен распознавать пешеходов, велосипедистов, дорожные знаки и сигналы участников движения. Подобные транспортные средства появятся не раньше начала следующего десятилетия. Серийное производство полностью беспилотных автомобилей начнется еще позже.

Один из основателей компании Uber Трэвис Каланик отметил: «Во-первых, создание беспилотных автомобилей займет гораздо больше времени, чем этого ожидают СМИ. Во-вторых, это будет очень длительный переход. В одних местах такие автомобили будут работать, в других — нет».

Задача довольно амбициозная: создать автомобиль, который бы распознавал самые разные ситуации на дороге: от футбольного мяча, вылетевшего на дорогу, до пятна краски на дороге.

В настоящее время беспилотные автомобили даже не могут отличить смятую бумагу от камня.

В отличие от автомобильных гигантов и стартапов, которые взялись за наиболее простую и реалистичную часть (движение по трассе на автопилоте), Google поставил перед собой более амбициозную задачу: создать полностью автономный в городских условиях автомобиль.

С 2010 года Google тестирует автомобили Toyota Prius, Lexus RX450h и Audi TT с установленной системой, которая использует информацию Google Street View, видеокамеры, датчик света на крыше автомобиля и радары. На март 2016 года автомобили Google проехали в сумме более 2,4 млн км.

Но пока преждевременно говорить о том, что беспилотник от Google в скором времени сможет выйти на автомобильный рынок. Проблема не столько в технологии, сколько в том, что не решенными остаются юридические и этические вопросы.

Законодательство всех стран пока еще не готово к беспилотным автомобилям. Непонятно, кто будет нести ответственность в результате аварии (производитель или владелец автомобиля). Нет единого мнения относительно того, как должен вести себя компьютер при неизбежном столкновении, когда в любом случае при столкновении будут жертвы, и как компьютер будет решать, кто будет жертвой в подобной ситуации. Какой алгоритм должна выбрать машина, если столкновение неизбежно и возможны два варианта: повернуть налево и сбить беременную женщину или повернуть направо и сбить двоих детей?

Также может возникнуть проблема безопасности, поскольку есть вероятность использования беспилотных автомобилей террористами. Вместе с решением этико-правовых вопросов, нужно будет полностью модернизировать транспортную инфраструктуру и перепрофилировать водителей, которые останутся без работы.

Автомобильные производители разрабатывают беспилотные системы не только для легковых автомобилей, но и для грузовиков. Концерн Daimler недавно презентовал автономные грузовики, которые способны под управлением автопилота самостоятельно двигаться по дорогам общего пользования. Грузовики могут двигаться вместе и обмениваться данными через Wi-Fi. Подобная цепочку из беспилотных грузовиков будет занимать меньше места, чем цепочка грузовиков с водителями, поскольку дистанция между машинами сокращается с 50 м до 15 м.

Свои разработки есть и у белорусских автомобилестроителей. В начале 2015 года БелАЗ представил беспилотный карьерный самосвал БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн. Самосвал может пердвигаться по заранее заданному маршруту при помощи GPS. Пресс-служба БелАЗа сообщила «Нашей Ниве», что данная модель продолжает испытания и в серийное производство пока не попала.

Таким образом, несмотря на стремительное развитие технологий, пока еще преждевременно ожидать в ближайшее время широкого распространения полностью беспилотных автомобилей. Без решения юридических, этических и технических вопросов беспилотные автомобили в городе так и останутся элементами фантастики.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?