1 июня 2016 г. Святейший Синод Болгарской Православной Церкви выступил за то, чтобы отложить срок проведения Великого и Святого Собора Православной Церкви. На следующий день представитель Киевского Патриархата, архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря) заявил, что руками болгар Московская Патриархия срывает Всеправославный Собор.

Также 2 июня мы прочитали комментарий некоего болгарского богослова, пожелавшего остаться анонимом. Из этого текста следует, что в Болгарской Православной Церкви весьма сильны антиконстантинопольские настроения и что эти настроения в определенной степени спровоцированы Патриархом Варфоломеем. Приглашенный в минувшем году в Болгарию, награжденный болгарским орденом, предстоятель Константинопольской Церкви вместо того, чтобы поблагодарить за прием и за награду, напомнил болгарам, что в свое время их армия порядком пограбила эллинские храмы и монастыри. Варфоломей потребовал, чтобы Болгария вернула награбленные ценности. Болгары обиделись.

Имеются у болгар и другие претензии к Вселенскому Патриарху. Как следует из комментария, теперь же они решили отомстить Варфоломею.

Автор комментария утверждает, что Патриарх Болгарский весьма ограничен в своих правах, и его подпись под предсоборными документами не имела решающего значения. Комментатор дает понять, что инициатором антисоборного постановления болгарского Синода являлся Пловдивской митрополит Николай. Однако мы не можем быть уверены в том, что митрополит Николай не советовался накануне заседания болгарского Синода с московскими коллегами. На такую мысль наводит послание, которое направил Варфоломею предстоятель Московской Церкви.

Кириллу нужна картинка

Выясняется, что предстоятель Московской Церкви тоже не знал, что подписывал, а потом спохватился. Как и болгарских архиереев, Кирилла весьма обеспокоил вопрос о том, как рассядутся в зале заседаний предстоятели поместных Церквей. Как и болгарских синодалов, Кирилла обеспокоила также проблема расходов на Собор.

Заинтересованный в том, чтобы Собор состоялся, Варфоломей пошел навстречу требованиям Кирилла. СМИ сообщают, что Константинопольский Патриархат удовлетворил требования РПЦ по поводу рассадки участников Собора, а насчет финансов сообщений нет. Бывший функционер Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин не удержался, чтобы не отметить в этой связи, что Кирилла беспокоят лишь телевизионная картинка и финансы, а не богословские и экклесиологические вопросы.

Элладский фактор

В отличие от предстоятеля РПЦ, Священный Синод Иерархов Элладской Православной Церкви меньше интересуют телевизионная картинка и финансовые вопросы (как-никак, Собор должен состояться на территории Греции), зато греческие архиереи выразили богословско-экклесиологические претензии к проекту соборного документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

Это весьма любопытный документ. Из него следует, что не восточные Церкви (получившие название православных) отделились от Петрова Престола, а Петров Престол отделился от Православной Церкви.

С одной стороны, в документе написано, что «единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено», а с другой утверждается, что Православная Церковь «всегда трудилась ради восстановления единства христиан», для того, чтобы «подготовить путь к единству». Вот на это противоречие и обратили внимание иерархи Элладской Церкви.

Полностью согласившись с тезисами о том, что Православная Церковь выполняет Вселенскую миссию и что эта миссия и долг заключаются в том, чтобы «передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину», иерархи Элладской Церкви не намерены признавать прочие христианские объединения церквами.

В проекте соборного документа записано: «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий». Афинский Синод настаивает на том, чтобы слово «церквей» было заменено на «общин».

Таким образом, Католическая Церковь, объединяющая более миллиарда римо-католиков и верующих восточных католических церквей, с точки зрения афинского Синода — община, а тот, кого Вселенские Соборы признали первым среди предстоятелей церквей, — всего лишь глава общины. крайне любопытная ситуация. Пойдут ли участники Собора на уступку Элладской Церкви?

Антиохийские пожелания

Свои претензии к Вселенскому Патриарху и к Всеправославному Собору имеет и Антиохийская Церковь.

Дело в том, что три года тому назад Иерусалимская Православная Церковь основала свою архиепархию в Катаре. Катар, как известно, находится на Катарском полуострове в северо-восточной части Аравийского полуострова. Казалось бы, Патриарх Феофил III, имеющий титул Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана [всего Заиорданья], Каны Галилейской и святого Сиона, делал все в рамках своей компетенции.

Однако Катар своей канонической территорией считает и Патриарх Антиохийский, имеющий титул Патриарха Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока. Дошло до того, Антиохийский Патриарх Иоанн Х не желает служить одну литургию со своим иерусалимским коллегой Феофилом III, а потому отсутствовал на синаксисе 2014 г. на Фанаре и на собрании предстоятелей 2016 г. в Шамбези.

Антиохийская Церковь настаивает на том, что ее спор с Церковью Иерусалимской должен рассмотреть Великий и Святой Собор Православной Церкви. Однако Священный Синод Константинопольской Церкви и Вселенский Патриарх решили, что проблему целесообразно решать после Всеправославного Собора.

Варфоломей прав: для того, чтобы урегулировать конфликт, требуется продолжительное время. Но прав и Иоанн Х: решение Собора, если бы оно было принято, стало бы более авторитетным, нежели решение Вселенского Патриарха. Таким образом, у каждого свой резон. И похоже на правду, что ни Иоанн Х, ни делегация Антиохийской Церкви на Всеправославный Собор не приедут.

Московские расчеты

Синод Московской Церкви хранил молчание до вечера 3 июня. Лишь в 19 часов 45 минут на официальном сайте Московского Патриархата появились журналы заседания Священного Синода.

Из того, что мы читаем в журнале № 35 «о серьезных проблемах, возникших в ходе подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви», следует:

1) отсутствие хотя бы одной общепризнанной автокефальной Церкви на Соборе составляет непреодолимую преграду для его проведения;

2) Московский Патриархат даже не думает призвать Болгарскую и Антиохийскую Церкви к участию в Соборе;

3) только 3 июня Синод РПЦ утвердил предложения о поправках к проектам двух документов Собора;

4) Москва обращает внимание и на то, что свои замечания к проектам документов, которые следует принять Собору, имеют также Грузинская, Болгарская, Сербская, Элладская Церкви, а также Священный Кинот Святой Горы Афон.

В этой ситуации Москва предлагает срочно — не позднее 10 июня — провести Всеправославное предсоборное совещание, чтобы «Православные Церкви могли вынести суждение относительно возможности проведения Всеправославного Собора в намеченные сроки». Ответа на вопрос, где должно произойти такое совещание (на Фанаре или в Шамбези), нет.

Из перечисленного выше можно сделать вывод, что Московский Патриархат, как и Болгарская Церковь, скорее всего, будет настаивать на отсрочке Собора.

Московский расчет прост: заинтересованный в проведении Собора Вселенский Патриарх Варфоломей будет искать согласия с РПЦ, искать ее поддержку. В обстоятельствах неопределенности и разногласий между Церквами его меньше будут беспокоить проблемы Православия в Украине.

Москва почему-то не допускает мысли, что Варфоломей может махнуть рукой на идею Всеправославного Собора и вплотную заняться украинской проблемой. А вероятность таких действий предстоятеля Константинопольской Церкви довольно высока. Достаточно упомянуть, что недавно на Фанаре побывал президент Украины Петр Порошенко. Но прежде чем встретиться с Варфоломеем, он встретился с президентом Турции. Наблюдатели не исключают, что главы обоих государств могли обсуждать и церковный вопрос. У президента Турции, который не лучшим образом относится к российскому руководству и взял курс на сближение с Украиной, есть реальная возможность влиять на Варфоломея.

Если намерения Киева, Анкары и Фанара совпадут, Московский Патриархат может понести значительные потери.

Известна истина: Россия без Украины не совсем империя. Московский же Патриархат без Украины не сможет претендовать на доминирование в православном мире.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?