Про писателя Анатолия Тараса поговаривают разное. Некоторые даже утверждают, что такого человека вообще не существует, что это псевдоним, за которым скрывается целая группа белорусских и российских авторов. Оно, в общем-то, и понятно: трудно поверить, что один человек может написать более 80 книг, да еще настолько разнообразной тематики – от истории подводных лодок до руководства по боевым искусствам. Тем не менее Анатолий Тарас есть, в этом я смогла убедиться собственными глазами. И недавно у него вышла новая книга «Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в ХIV–XVII вв.», которая сразу же вызвала широкий резонанс. Дело в том, что книга эта написана для российского читателя, но с позиций, далеких от российской идеологии.

– Вы написали книгу для россиян, в которой обличаете их же имперские замашки?

– Название книги полностью соответствует ее содержанию. Я рассмотрел все войны наших государств – с первой, которая была в 1368 году, до последней с Речью Посполитой (середина XVII века). При этом сознательно очень много внимания уделил именно русской истории, даже больше, чем белорусской – в обратном случае ее никто бы просто не читал. Россиян не интересует ни история Казахстана, ни Украины. Российский телеведущий Леонтьев как-то недоумевал: «Что это за страна такая – Украина? Я такой не знаю». Что говорить тогда о маленькой Беларуси? Книга моя написана, как бы глядя из Москвы, и называется именно «Войны Московской Руси…», а не наоборот. Получается, что, обращаясь к вопросам российской истории, читатель заодно знакомится с нашей историей. И постепенно, сопоставляя факты, приходит к мысли, которую я сформулировал в конце: многочисленные войны между Московской Русью и Древней Литвой закончились тем, что Русь Азиатская сожрала Русь Европейскую.

Действительно, Россия неоднократно стояла на перепутье азиатской деспотии и европейской цивилизации и каждый раз выбирала деспотию, причем на всех этапах своего исторического развития. И сегодня мы видим то же самое. Ведь беды и современной России с этим связаны. Они по-прежнему цепляются за эту вот азиатчину. Режим, который существует в России, это диктатура без диктатора. Но поскольку диктатура уже есть, диктатор обязательно появится. Ждать осталось недолго.

У нас же было государство, которое шло по европейскому пути развития, но оно стало жертвой азиатов и погибло. Была уничтожена наша культура, ее носители.

– По-моему, россияне и раньше не очень-то воспринимали намеки на то, что славянские народы не лелеяли в себе надежду на воссоединение с Великой Россией. Вы думаете, сейчас рядовой россиянин готов кардинально поменять свои взгляды на этот вопрос?

– А мне безразлично, к чему он готов. Я никогда ни под кого не подстраивался. Даже при советской власти. Знаю только, что когда долго долбишь в одну точку, что-то все равно меняется – я проходил это, когда занимался боевыми искусствами. Правда, это очень долгий процесс. Особенно если говорить о массовом сознании в области общественных проблем, истории. Но долбить надо. Вы только не думайте, что в моей книге просто прет антироссийщина. Вовсе нет. В ней попытка объективно изложить историю. История России, как и всякой азиатской деспотии, сама по себе ужасна. Вот, например, Иван Грозный. Это же был изверг рода человеческого. И любой нормальный российский историк вам это скажет. Ну и что тут антироссийского? Факты говорят сами за себя. Так было. Да, позиция у меня пробелорусская. Но без перегибов, вроде того, что москали – это злыдни, а белорусы – сосредоточие всех достоинств. Я не ставил себе задачу кого-то очернить или показать, какие россияне негодяи. Просто они татары, крещеные, но татары. Они такие, какие есть. И мы такие, какие есть. Я не говорю, что мы лучше, мы просто другие. У нас тоже своего хватает. Когда я, например, слышу такое слово, как «памяркоўны», я очень мало этому радуюсь. Не были бы мы такими «памяркоўнымі», давно бы жили, как нормальные люди.

– А не является ли Ваша книга «кирпичом» в огород российско-белорусских отношений на пути к строительству союзного государства?

– Моя книга выполняет функцию просвещения масс, и, думаю, достаточно удачно. Я никогда не занимался политикой и заниматься не буду. Политика – грязное дело. Причем любая политика. Как сказал Черчилль в свое время: «Политику надо хранить в тайне от народа, а то никто не захочет умирать за Родину». Уж он-то владел предметом. Какой бы демократ, обуреваемый самыми лучшими намерениями, в любой стране не пришел бы к власти, ему неизбежно придется делать массу пакостей. И у меня на этот счет нет никаких иллюзий. Я в свое время служил в военной разведке, был, можно сказать, одним из многочисленных проводников политики партии и правительства, поэтому знаю, как и какими методами это все делается.

– Вы ведь не историк, почему вас вдруг стала волновать проблема военных конфликтов минувших столетий?

– Да надоело читать всю эту ахинею, которая выдается за историю. В России до сих пор поддерживается тезис о том, что белорусы и русские всю жизнь жили вместе. Между тем мало кому там известно, что в составе царской России мы находились только 122 года. Слишком многие россияне до сих пор страдают комплексом «старшего брата» и даже не подозревают, что больше всего в прошлом русские воевали не против татар или шведов, а против белорусов. Поэтому я и решил возразить.

С другой стороны, надоело ждать, когда белорусские историки наконец одарят нас какой-нибудь популярной работой. Не все у нас умеют излагать свои мысли популярно. Часто написано так, что тоска зеленая. Это один момент. Другой момент, что даже при наличии множества замечательных книг, в том числе Миколы Ермаловича, Генадзя Сагановича, других авторов, их труды все равно остаются совершенно неизвестными не только россиянам, но и основной массе белорусов. Одна из причин – наш народ на своем языке не читает. И многие историки могут сколько угодно вставать тут в позу: мол, «мы дзеячы беларускай культуры, беларускага адраджэння, і ніколі не будзем пісаць на гэтай паганай маскальскай мове». Это все хорошо, но читать от этого вас все равно больше не станут.

Я постарался избежать этих двух недостатков. Я сделал книгу, которую легко читать – не в плане материала, а в чисто литературном, – а во-вторых, на русском языке, чтобы она была и для россиян и для белорусов, для всех, кому это интересно. Нельзя сказать, что в плане содержания я придумал что-то оригинальное. Поскольку я не историк, там моих оригинальных идей нет, Я просто сделал добротную компиляцию, отказался от различных версий одних и тех же событий – выбирал ту, которая мне лично казалась наиболее убедительной и правдоподобной. И это, конечно, позволяет многим историкам-профессионалам бросить упрек в мой адрес: мол, вы пишете, что было так-то, а разве вы не знаете, что есть и другие точки зрения? Знаю. Но это историк должен рассмотреть все версии. Именно поэтому его и читать скучно. Никто не может сказать, что моя книга не логична. Там все увязано и вытекает одно из другого.

– В книге Вы пишете, что интерес к исторической хронике не заканчивается рассмотренным периодом. В ближайшее время следует ожидать продолжения?

– Да, я его уже готовлю. Хочу рассмотреть все вооруженные конфликты между Россией и Польшей: восстания, национально-освободительное движение в XIX веке. Поэтому Беларусь там тоже будет фигурировать. Будет описана Северная война, которая в эту книгу не вошла, поскольку тогда Русь и Речь Посполитая являлись союзниками. Однако же война проходила на нашей территории и погибла в ней треть населения. А если Бог даст силы, то в далекой перспективе планирую сделать еще и краткую историю Беларуси.

Анастасия Зеленкова, «Салідарнасць»

(у скароце)

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0