Летописные сведения о приходе предков радимичей на территорию Беларуси с территории восточной Польши и западной Украины получили материальное подтверждение, сообщил БелаПАН аспирант Института истории НАНБ Алексей Авласович.
Вблизи Черикова проходит археологическая экспедиция студентов-историков Могилевского университета имени А.Кулешова. «Благодаря этим раскопкам мы теперь точно можем сказать, когда сюда пришли славяне и откуда они пришли», — утверждает Авласович.
Археолог отмечает, что в курганных захоронениях тысячелетней давности встречаются как следы кремации, свойственной язычникам, так и ингумация (трупоположение), свидетельствующая о приобщении тогдашнего населения Посожья и Поднепровья к христианской вере.
«В одном из курганов попались следы кремации. Причем не просто кремации. Тело сожгли, а потом перенесли на место захоронения. И перенесли не просто кальцинированные кости, которые собрали, а положили в ящик, и этот ящик еще раз сожгли, то есть такая метаморфоза, которая показывает смерть, — все должно умирать. И мы нашли кремацию в ящике. Она важна тем, что встречается на территории Житомирщины, на территории современной Румынии. Там есть этот погребальный обряд», — рассказал Алексей Авласович.
По его словам, этот обряд характерен для VIII—X веков для территории от Румынии до восточной Польши — Подляшья. «До наших раскопок не был известен этот погребальный обряд на территории у Днепра и Сожа. Это говорит о том, что в X веке население с территории Житомирщины и Румынии уже пришло сюда, на Днепр и Сож», — сказал археолог.
«Получается, что в конце Х века они принимают христианство, уже перестают по языческому обряду сжигать своих, и в конце Х — начале XI века начинается ингумация. Вот у нас как раз таки ингумация женская, и найденный инвентарь говорит о том, что это радимичи», — отметил Авласович.
По таким гривнам и височным кольцам определяют принадлежность женского захоронения радимичам.
По утверждению археолога, предки радимичей пришли на берега Днепра и Сожа как носители лука-райковецкой культуры, о чем свидетельствуют особенности кремации, и уже на белорусских землях становятся собственно радимичами, принявшими христианство.
«Мы всегда опирались на летописные сведения, которые еще летописец Нестор отмечал, что радимичи пришли откуда-то «из-под ляхов». А вот откуда «из-под ляхов» — был такой гигантский вопрос. Родина радимичей оставалась тайной. А поскольку теперь у нас археологические сведения появились о преемственности между этими культурами, то это очень важный факт, показывающий, откуда наши корни», — заявил БелаПАН преподаватель МГУ им.Кулешова, доцент, кандидат исторических наук Александр Агеев.