Знакомство Винцента Станкевича с Янкой Купалой произошло в 1905 году в имении Яхимовщина и переросло в тесную дружбу в усадьбе Окопы, где молодой инженер, специалист по силикатному производству, встретился с уже знаменитым поэтом, редактором «Нашей Нивы».

В этой живописной местности, которую называют «белорусской Швейцарией», он стал свидетелем расцвета купаловского таланта, возможно, одним из первых читателей созданных здесь романтических поэм «Бондаровна», «Она и я», «Могила льва» и комедии «Павлинка» [«Бандароўна», «Яна і я», «Магіла льва», «Паўлінка»].

С приближением фронта к Вильне в августе 1915 года Янка Купала как редактор «Нашей Нивы» принимает непростое решение — закрывает газету и выезжает в эвакуацию.

Светлым событием личной жизни поэта, сто лет со дня которого отмечается в этом году, стало его венчание 23 января 1916 года в костеле святых Петра и Павла в Москве с Владиславой Станкевич, давней знакомой, профессиональным педагогом, автором стихов для детей.

Жена стала верной спутницей поэта, а после трагической гибели мужа — собирательницей его творческого наследия, рассеянного по миру уже во время Второй мировой войны, создателем и первым директором музея Янки Купалы.

Винцент Станкевич и Янка Купала служили вместе

В 1916 году Купалу призвали в армию. Винцент Станкевич служил офицером в 16-м военно-дорожном отряде Второй армии Северо-Западного фронта. 

Винцент Станкевич. Фото из фондов Государственного литературного музея Янки Купалы.

Винцент Станкевич. Фото из фондов Государственного литературного музея Янки Купалы.

Прекрасно осознавая значение поэта для Беларуси, он поспособствовал тому, что его друга и родственника направили в ту же часть. Успех его ходатайству обеспечила, вероятно, и известность поэта в кругу военного командования.

В пользу этого свидетельствует случай в зале ожиданий первого класса Виленского вокзала в Минске в 1917 году, о котором знаем из воспоминаний Винцента Станкевича и его сестры. Когда комендант станции подполковник Мясоедов хотел приказать Купале покинуть зал, поскольку подпрапорщик не имел права там находиться, генерал Василий Гурко, обращаясь к Мясоедова, дословно сказал:

«Я разрешил господину Янку Купале пребывать в этом зале, вы не знаете кто это такой! Это же известный ценимый белорусский поэт Янка Купала, несравненно более ценный человек, нежели не одна держиморда, хотя бы и в мундире подполковника».

А затем принес извинения Владиславе Луцевич, которая провожала мужа и брата.

Винцент Станкевич и Янка Купала служили вместе, и то, что им обоим пришлось повидать на белорусских землях, по которым прошли фронты Первой мировой войны, мы можем увидеть на страницах уникального альбома фотографий, сделанных Винцентом Станкевичем.

Вид моста со шлюзами на реке Нарочанка в Гануте. Фото из фондов Государственного литературного музея Янки Купалы.

Вид моста со шлюзами на реке Нарочанка в Гануте. Фото из фондов Государственного литературного музея Янки Купалы.

Альбом содержит 57 черно-белых снимков, один из которых украшает его обложку. Имеются снимки с такими подписями:

«Видъ моста со шлюзами на рѣкѣ Нарочь въ д. Ганута

Мост въ дер. Осиповичи во время весеннего разлива

Выемка на дороге оз. Нарочь—Брусы

Видъ разрушенной церкви германскимъ снарядомъ при д. Коссута

Мостъ и дамба на уч. Вилейка—Сосенка

Мостъ и дамба на дорогѣ Илья—Вязынь».

Есть надпись чернилами в девять строк, сделанная рукой В. Станкевича: «В годах I Мировой войны в военно-дорожном отряде Янка Купала принимал участие в постройке мостов на реках Белорусии в 1916—1918 годах, снимки делал начальник 16 отряда инженер В.Ф. Станкевич».

Фотоснимки можно увидеть в музее

Частично оцифрованные фотографии из альбома Винцента Станкевича представлены вниманию посетителей стационарной экспозиции Государственного литературного музея Янки Купалы в мультимедийном разделе, посвященном жизни и творчеству поэта во время Первой мировой войны.

Одиннадцать оцифрованных снимков из альбома вошли в передвижную выставку «Я — шлях, якому век няма спакою» (Жизнь и творчество Янки Купалы в годы Первой мировой войны). Она экспонировалась в Беларуси, Литвы, России. Повсюду альбом Винцента Станкевича вызывал большой интерес посетителей, ученых, краеведов и, больше всего, — жителей изображенных на фотоснимках мест.

Факсимильное издание альбома Винцента Станкевича как ценного свидетельства событий на территории Беларуси в годы Первой мировой войны имеется в планах музея, как и надежда на то, что эта инициатива будет поддержана.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?