«Мы не интересны миру тем, чем мы на него похожи. Мы интересны тем, чем мы отличаемся, а именно нашей народной культурой», — сказал Польскому радио участник фолк-группы «Рада» Алесь Жуковский.

Участник фолк-группы «Рада» Александр Жуковский. Фото: Aliaksandr Papko / radyjo.net

Участник фолк-группы «Рада» Александр Жуковский. Фото: Aliaksandr Papko / radyjo.net

Белорусам надо избавиться от глупых убеждений о «неполноценности» своей культуры. Только сохраняя свой язык, музыку, песенную культуру, белорусы могут быть интересны другим народам в современном мире. Об этом в интервью Польскому радио говорят участники фолк-группы «Рада» Александр Жуковский и Василий Мордачев.

Они принимали участие в фестивале «Варшавская мозаика», который недавно прошел в польской столице. Там с ними и встретился журналист Александр Папко.

— В отличие от большинства нынешних фольклорных коллективов, вы сморитесь особенно аутентично — как если бы вы были настоящими деревенскими музыкантами 100-летней давности. Даже ваши рубахи сшиты из домотканого полотна. 

Александр Жуковский: Первоначально своей задачей мы ставили перенять ту традицию, которая существовала и существует в белорусских деревнях. Наша цель — научиться петь так, как по сей день еще поют старые люди в белорусской деревне. И в своем вокальном исполнении, и в костюмах мы стараемся сохранить белорусскую народную культуру в том виде, в каком она существовала и до сей поры существует.

— В советские времена белорусскую культуру загнали в гетто. Ей была отведена роль культуры социальных низов, культуры деревенской, колхозной. Затем она исчезла, ведь исчезла традиционная деревня. Какой смысл возрождать белорусскую традиционную культуру сейчас? Почему вы этим занимаетесь?

Александр Жуковский: Белорусы — это нация, которая вышла из деревни. И в этом нет ничего плохого. До Второй мировой войны в Беларуси проживало 10 миллионов человек, из которых почти 80% проживали в деревне. А население Минска составляло около 200 тысяч человек. Это факт. И не надо стесняться. Людям с деревенскими корнями негоже стесняться деревенских корней. Белорусская культура «жила» прежде всего в деревне. Я вам больше скажу: и русская культура тоже «жила» в деревне, а не в Санкт-Петербурге. И польская культура тоже в подавляющем большинстве не «жила» ни в Варшаве, ни в Кракове. Она также «жила» в деревне. И это нормально.

То же самое было с хорватами, чехами, словаками, литовцами. Все эти народы возродили свою деревенскую культуру и теперь ее не стесняются…

Участник фолк-группы «Рада» Василий Мордачев.

Участник фолк-группы «Рада» Василий Мордачев.

Василий Мордачев: Нам, белорусам, повезло в том плане, что нам не приходится ее возрождать. Нам просто нужно продолжить ту традицию, которая сохранилась. Мы еще имеем возможность общаться с живыми носителями традиционной культуры. Большая часть европейских народов этой возможности уже давно лишена. Наша задача — не возрождать народную культуру по фрагментам и записям, а дать тому, что существует, еще двадцать лет жизни.

— Сейчас вы выступаете на фолк-фестивалях в больших городах. Если мы посмотрим на публику, которая сегодня пришла на ваш концерт в Варшаве, мы увидим модно одетых людей с айфонами и в дорогих очках. Почему именно такая публика приходит на фолк-концерты?

Александр Жуковский: Музыканты, которые занимаются классической музыкой, говорят, что лишь около 5% людей понимают классическую музыку и интересуются ею. Джазом также интересуются где-то около 4—5%. Фольклорная музыка в ее аутентичном исполнении (я не говорю о музыке сделанной «под фолк», которую мы называем «пластмассой») также становится элитарной. Если в деревне она являлась популярной музыкой, то после переезда в город она приобретает элитарный характер. Как музыка, так и танец, и песенная культура являются визитной карточкой каждой нации. Через этот культурный код люди из разных стран воспринимают друг друга.

Чтобы понять ситуацию с традиционной белорусской культурой, в том числе музыкальной и песенной, нужно вспомнить, что Беларусь в послевоенные годы пережила очень сильную трансформацию из аграрной страны в индустриальную. Довоенная Беларусь — это 10 миллионов человек, из которых 80% живут на селе. В 1970-е годы из тех же 10 миллионов на селе остаются жить лишь около 40%. Произошел один из сильнейших в мире процессов урбанизации. Для того, чтобы построить новую промышленность и систему образования, в Беларусь приезжали руководители, инженеры, преподаватели — прежде всего из России. Эти люди занимали ведущие позиции и формировали общественное мнение. К этому надо добавить русскоязычное образование. Люди, которые приезжали из деревни в город, хотели как можно скорее стать городскими, поэтому активно избавлялись от своей традиционной культуры.

Мы долго думали, в чем заключается феномен «Песняров». Почему ансамбль «Песняры» создал приехавший в Беларусь с Урала Владимир Мулявин? Ответ прост: у Мулявина не было деревенских комплексов. Когда он попал в одну из первых фольклорных экспедиций и услышал аутентичное белорусское пение «на высока», то был в полном восторге. Он взял этот мужской вокал за основу исполнительской манеры «Песняров», музыку которых слушал весь Советский Союз. Однако сделать он это смог именно потому, что был лишен деревенских комплексов. Он не был похож на большинство белорусов, которые хотели быть больше чем «городскими». У него не было шор. Нам всем нужно снять эти шоры, наши комплексы и гордится своим, как гордятся все остальные нации. Поймите: мы не интересны миру тем, чем мы на весь этот мир похожи. Мы интересны тем, чем мы от остального мира отличаемся. Поэтому белорусы должны сохранять свою культуру, поляки — свою, и тогда мы будем интересны друг другу.

Выступление фолк-группы «Рада» на фестивале «Варшавская мозаика».

Выступление фолк-группы «Рада» на фестивале «Варшавская мозаика».

Сегодня фолк-музыку слушает образованный городской средний класс.

Сегодня фолк-музыку слушает образованный городской средний класс.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?