Это случилось 3 октября, в 13:50, с автобусом отечественной марки «МАЗ» с номером АИ 9823-7. Я прошел таможенный и паспортный досмотр на белорусской стороне, вышел из здания и заметил группу, которая стояла на улице и ждала транспорт. Обычно к окончанию досмотра автобус уже выкатывается за шлагбаум, остается только в него сесть.

Но здесь была гоголевская немая сцена: толпа людей с одной стороны, неподвижный бус — с другой. И таможенники с пограничниками, отчаявшиеся, смотрят то на автобус, то на людей и не понимают, почему одни не идут в другой. Наконец упали каменные слова «не заводится».

В XXI веке. Автобус международных линий, который является лицом Беларуси для иностранцев. Соединяющий две страны.

Автобус, от скорости и прочности которого зависит, успеют ли пассажиры на авиастыки и другие транзитные состыковки в Вильнюсе. Прямо на границе! Под шлагбаумом! Не заводится!

Водитель задумчиво ходил вокруг своего механического транспортного средства. «Нужно толкать, иначе не заведешься», — наседал на него сзади шофер из буса, который стоял следующим в очереди. Его можно было понять: пока не сдвинут наш автобус, не станут досматривать и его.

Пограничники и таможенники начали обращать подчеркнутое внимание на неподвижный кусок железа на площадке, отмеченной специальным статусом и однозначно не предназначенной для отстоя неисправных гаргар. Воздух накалялся. Девушка рядом пыталась объяснить величественному седовласому иностранцу, с виду французскому профессору, что значит выражение «nie zavodzicca». Тот все никак не хотел этого понять.

«Поднимите шлагбаум, я его все-таки толкну», — наконец обратился водитель к пограничникам. Я как-то сразу понял, что новый пиджак надел сегодня абсолютно даром. Ибо как же он один толкнет?

В итоге, вся мужская часть пассажиров — а набралось нас 7 человек — стала спереди борта АИ 9823-7 и по команде начала толкать его обратно. Продвинувшись метра на два, борт попытался завестись, но не смог. «Больше скорости набери», — скомандовал водитель буса.

Здесь я хотел бы отметить, что не имею никаких претензий к человеку, который был водителем борта АИ 9823-7. Он абсолютно достойно выходил из той неприятной ситуации, что на международном маршруте его посадили за руль ломачины, не способной без поломки проехать 180 км.

Более того, у меня нет и претензий к «Минсктрансу», так как не это заведение — не оно одно — определяет, на какие цели город и страна должны пускать деньги в первую очередь.

Я и о случае этом пишу именно для того, чтобы для дядек в Мингорисполкоме и Минтрансе наконец дошло, что международные маршруты должны в кратчайшие сроки быть обеспечены современным и надежным транспортом. Сменили логотип в «Белавиа»? Ну, поздравляю вас! А тем временем на границе пассажиры должны вручную толкать заглохшие «МАЗы»!

Наконец, со второго толчка «МАЗ» завелся. Потом, когда мы уже уезжали из отстойника, бус заглох еще раз — водитель стал притормаживать, чтобы вписаться в узкий проезд, упали обороты, и двигатель стал. Но здесь ему удалось подхватить и завестись в движении, без повторного толкания — за что пилоту борта АИ 9823-7 отдельное спасибо. Как мы проходили литовцев, говорить не буду, ибо на каждом красном светофоре все пассажиры вслушивались в звуки двигателя и считали обороты.

Только бы не заглох! Вслушивался и я. Не потому, что боялся испачкать пиджак, а потому что, ну, знаете, — будете смеяться — за державу обидно.

Одно дело — оплошать на своей стороне, под своими камерами видеонаблюдения, другое — опозориться перед иностранцами, стать звездами литовского YouTube. Ведь к чему нам спортивные победы, если о стране будут судить по зрелищу с белорусами, толкающими белорусский автобус через литовскую границу? Но Бог смилостивился, и на европейской земле мы уже не глохли. Добрались до Вильнюса без приключений. Но вы же знаете, борт АИ 9823-7 никуда не делся.

У человека, который регулярно ездит в Вильнюс, есть три опции.

Самолет Минск—Вильнюс, который вылетает в 8:25 и прибывает в 9.00. Всего 35 минут, но для того, чтобы попасть на борт, нужно добраться до аэропорта, причем сделать это за два часа, пройти таможню, службу авиабезопасности и пр. Короче, по времени получается почти то же, но гораздо беспокойнее.

Поезд. Идет два часа, комфортно, современно, быстро. Но по прибытии ты упираешься в длинную очередь к литовскому паспортному контролю. Если людей много, неизбежно попадаешь в суматоху.

Поэтому автобус — это приговор. Без автобуса — никуда. В том числе без борта АИ 9823-7.

Еще одна особенность: когда я ждал посадки на вокзале 3 октября, на перрон внезапно вкатился роскошный зеленый Neoplan с вайфаем и широкими креслами. «Ого! — подумал я, неужели «Минсктранс» наконец очухался!» Но, оказалось, тот Neoplan ехал в… Одессу. И принадлежал небольшой компании Like Bus.

В Украине война, а автобусы почему-то глохнут у нас — такой вот парадокс.

Здесь можно было бы закончить пожеланием скорейшей приватизации, но я не являюсь наемником компрадорского капитала и очень хорошо знаю, чем та быстрая тотальная приватизация закончится для Беларуси.

Вот что: Беларусь — единственная известная мне страна (а путешествую я много), где, чтобы купить билет на автобус, следующий за границу, нужно предъявить паспорт.

Это делается для того, чтобы отслеживать всяких подозрительных элементов, всяких там «наймітаў» и «змагароў», чтобы на границе подготовить им тщательный досмотр, чтобы иметь запас времени для этого. И вот я представляю, сколько денег и оплаченного государством внимания специальных людей идет на тщательный просмотр паспортных данных пассажиров, соотнесение их со специальными списками и т.д.

При том, заметим, автобусы на границе встают не из-за вредительства «наймітаў», а из-за того, что эта система, построенная именно на проверке паспортов, прогнила настолько, что вскоре превратится в труху. Так, может, надо как-то прийти в себя, товарищи? Отменить сверку паспортов и на средства, высвобожденные от ведения параноидальной проверки, приобрести стране автобус на Вильнюс?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?