Олег Трусов.
1. «Основной акцент я делал на славян и на то, как мы стали белорусами на этом славянском субстрате. Мы можем гордиться, что южная Беларусь, наша Полесье, — этническая праславянская территория. Эти славяне пришли с Дуная, поэтому самые близкие нам — словаки, оставшихся на Дунае. Если вы приедете в Братиславу и заговорите по-белорусски, вас все поймут. Там «дз» тоже есть, и «дзякуй» они говорят. Так что словаки и белорусы — это два куска одного пирога».
2. «Я ставлю вопрос: с какого года мы должны вести нашу государственность? А с того, с которого россияне, — 862 года, когда Полоцк впервые упоминается в летописях».
3. «В середине — второй половине ХII в. мы, фактически, уже стали белорусами. Потому что в первой половине — середине ХII в. из летописей исчезли названия племен. То есть, на этой территории уже смешались славяне и балты, и возникла та этническая общность, которая живет по сей день.
Первыми белорусами можно назвать и Евфросинию Полоцкую, и Кирилла Туровского. Это элита, которая стала христианами, которая писала на едином языке и создала литературный язык, ведь до этого были диалекты. Каждая деревня разговаривала как могла. Письменный язык— это как раз таки ХII в.. В том языке проявились приметы будущего белорусского».
4. «В ХIII в. на первое место вышел Новогрудок. Это был один из самых богатых городов Восточной Европы, центр международной торговли. Археологи обнаружили здесь такие вещи, которые не снились ни Киеву, ни Полоцку, ни Новгороду. Нашли даже оштукатуренные и расписанные фресками деревянные дома новогрудских бояр. Такого нигде нет! Когда Новогрудок стал самостоятельным, на княжество пригласили князя Миндовга, который стал проводить независимую политику и воевать с соседями. Убил его свой же, Довмонт, не поделили жену. Потом Довмонт бежал в Псков, где принял православие и стал Святым Тимофеем. Ему молятся по сей день».
5. «В этой книге я впервые описал славянские государства, которые потом захватила Москва. Здесь много о Великом Новгороде, о Псковской республике, о Великом княжестве Смоленском, Тверском, Рязанском… Это были такие государства, особенно Новгородское, что, если бы их не уничтожили, мы бы имели еще один славянский народ. Исследователи говорят: если бы не уничтожили элиту, была бы новгородская нация. Они сильно отличались и от русских, и от белорусов, и от украинцев».
Во время встречи со слушателями курсов «Мова Нанова».
6. «Я подробно описал историю Ордена. Как появились крестоносцы, откуда пришли, как постепенно завоевали прусов и, самое главное, почему стали с нами воевать. Наш князь Тройдень пустил бежавших от немцев прусов в ВКЛ и поселил их на Гродненской земле. Тогда немцы пошли к нам, и началась война с Орденом за прусов. Немцы воевали с нами около 200 лет и проиграли. После Грюнвальда и вплоть до Первой мировой войны ни одного немецкого солдата на белорусском земли не было».
7. «Я поддерживаю мнение историков, которые считают, что мы принадлежим к восточноевропейской цивилизации, а россияне — к евразийской. Там совсем иная ментальность».
8. «Относительно слова «русский». «Русь» — слово варяжское. Русами называли людей, приплывших из-за моря. Первая русская земля — Киевщина. И когда войска Альгерда (Ольгерда) освободили Киев от татар, русскими стали называть всех православных жителей ВКЛ. Это значит, что русскими были и белорусы, и украинцы, ведь мы тогда еще не разделились на два народа. Был единый народ, который разговаривал на древнерусском, или староукраинском языке. Русскими нас называли все. Даже Скорина называл себя русским. В Статуте ВКЛ 1588 года написано, что писарь земский должен русскими, а не какими-то другими буквами писать. То есть, кириллицей. А те, которые сейчас русские, назывались ордынцами или москвичами, поскольку являлись вассалами Золотой Орды. И своей независимости они добились лишь в 1480 году».
9. «В книге я доказываю, что Ягеллоны — славянская династия. К сегодняшним балтам она имеет весьма небольшое отношение, потому что Ягайло — сын тверской княжны Ульяны. А жена, которая дала детей, — наша Софья Гальшанская. Что интересно, когда Ягайло прибыл в Краков, он привез с собой украинцев и белорусов. И те расписали фресками все костелы, научили поляков изобразительному искусству. Более того, они остановили германизацию, ведь польский двор уже был наполовину онемечен».
10. «Кастусь Калиновский ввел слово белорус. Помните пароль? «Кого любишь? — Люблю Беларусь! — То взаимно!» На каком языке он писал «Мужыцкую праўду»? На языке крестьян. На белорусском языке, причем очень близком к нашему. Поэтому мы новая модерновая нация, которую основал Кастусь Калиновский. И не случайно, что его младший друг и соратник Франтишек Богушевич стал называть нас белорусами».
В ближайшее время выйдет дополнительный тираж книги «История средневековой Европы V—XV в.» Олега Трусова. Уже 19 декабря можно будет обращаться за ней в офис ТБМ (Таварыства беларускай мовы; Общества белорусского языка) по адресу Румянцева, 13 (с 15.00 до 19.00, кроме выходных).