Минский «Арт-кинотеатр» стал постоянной площадкой, а кинокритик и киноблогер Антон Сидоренко — ведущим и модератором дискуссий о новом, поднимающем острые вопросы, белорусском кинематографе. Например, проблему распределения: «Свое кино» началось показом ленты режиссера Дарьи Король «Test-730» и ее бурным обсуждением.

Продолжится проект 22 февраля фильмом «Аномия» Владимира Козлова.

Из чего родилось «Свое кино»? Способен ли сегодня белорусский актуальный кинематограф привлечь зрителя? Легко ли устроить его постоянные показы в столичных и региональных кинотеатрах? Об этом говорим с продюсером, главой Центра современной культуры «Бегущая черепаха» Натальей Бружник.

Дистрибьютор? Громко сказано!

— Наталья, как я понимаю, ваш проект родился из фестиваля белорусского кино «Бульбамуви» в Минске, продюсером которого вы являлись. У вас был опыт проката лент молодых кинематографистов по стране, и вы, наконец, решили создать отдельную инициативу?

— В определенной степени, да. «Бульбамуви» позволил нам прийти к выводу, что необходимы постоянные, регулярные показы белорусского кино. Мы действительно проводили их в рамках фестиваля и отметили заинтересованность публики в отечественном кинематографе, потребность, собственно, самих режиссеров, авторов в доверительной беседе со зрителем. Этот опыт и подтолкнул к отдельному проекта, который не был бы привязан к форуму, а происходил в течение года. Мы планируем устраивать показы раз в месяц и развивать постоянный интерес к фильмам белорусских авторов. Задача, можно сказать, амбициозная, но мы верим и в ее бизнес-потенциал.

— Кто в вашей команде?

— Инициативу поддержал «Арт-кинотеатр» — большое спасибо ему за это, потому что для нас очень важно устраивать показы именно в комфортабельном кинозале. Также проект не сложился бы без программного директора: его «должность» у нас занимает кинокритик Антон Сидоренко. Его вкусу и профессионализму мы полностью доверяем. За промоушн и продюсерство отвечает Леонид Калитеня, административная работа — за мной, пиар-менеджер — Анна Самарская.

— Можно ли сказать, что «Свое кино» в определенной степени занимает позицию дистрибьютора белорусского кино?

— В определенной степени да, но это громко сказано. Не те сборы. Для нас по-прежнему очень болезненный вопрос поиска финансирования. Несмотря на то что мы продаем билеты на сеансы, не окупается и десятая часть того, что вкладывается в проект. Часть выручки идет кинотеатру — ему нужно заплатить за аренду. Также мы платим гонорар автору. Это, считайте, еще один принцип «Своего кино» — выстраивать и финансовые отношения между зрителем и создателями фильма. Даже если это вознаграждение небольшое, все равно мы стараемся соответствовать общепринятой практике мирового кинопроката. В отношении белорусского кино, давайте будем честными, это происходит крайне редко, если вообще наблюдается. Но уважительное отношение к автору надо выстраивать.

Фото Алисы Ахрамович.

Фото Алисы Ахрамович.

У нас уже имеется опыт проката лент фестиваля «Бульбамуви». Не в кинотеатрах, правда, а в арт-пространствах. И этот опыт подтвердил, что белорусское кино способно привлечь внимание зрителя. Когда мы начинали, на наши встречи приходило не более десяти человек, и они искренне удивлялись тому, что существует белорусское кино. Сегодня уже приходит тридцать-пятьдесят человек, и это иной уровень. Зрители активно включаются в разговор и задают вопросы не только вроде «сколько по времени вы делали свою картину?». Аудитория стала формироваться и подтягиваться. Это, конечно, дает надежды на те самые сдвиги и в рыночных отношениях, о которых мы с вами говорим. Но пока еще называть себя дистрибьюторами — это очень громко.

Лишь отдельные «всплески» интереса

— Сегодня в Минске бывают разнообразные кинофестивали, проекты различных команд и инициатив — и постепенно «Минский киновидеопрокат» начинает втягиваться в прокат белорусского кино. Конечно, говорить о регулярном сотрудничестве рано, но интересно сравнить с той ситуацией, которая имеется в регионах…

— Да, в Минске независимый белорусский кинематограф поддерживается самыми разными участниками. Есть и фестивали, и продюсеры, формируется круг кинокритиков, частные кинотеатры стали относиться к белкино не так категорично. Есть движение вперед, в то время как в регионах наблюдаются лишь отдельные «всплески» интереса к белкино, если не полное молчание.

— Это в первую очередь касается областного киновидеопроката?

— Да. Каждая область — это отдельное государство, самостоятельно принимающее решение демонстрировать то или иное кино на своих экранах. Мы устраивали кинематографические встречи в арт-пространствах, были попытки выйти и на кинотеатры. Иногда эти усилия оборачивались просто-таки казусом.

Например, как-то в одном областном городе предлагались показы белорусской документалистики. Конечно, это специфический продукт, но почему отечественное документальное кино должно демонстрироваться только на фестивалях? Мы обратились в областной киновидеопрокат. У нас было прокатное удостоверение от Министерства культуры, все абсолютно легально. В итоге, с ответом мурыжили два месяца, а потом сказали следующее: «Берите в аренду зал кинотеатра — и там делайте, что хотите. Хоть свадьбу». Как к этому относиться? Как к нежеланию сотрудничать? Как к неуважения, в том числе к белорусскихм фильмам? Не знаю. Надеюсь, что все же отечественные кинопрокатчики заметят сдвиги, наметившиеся в Минске, и присоединятся. Убеждена, мы должны вместе делать одно дело.

Фото Алисы Ахрамович.

Фото Алисы Ахрамович.

— Наверное, у них имеются какие-то опасения?

— Наверное, наряду с прочими, не ясными для меня, причинами они боятся риска, мол, на подобный продукт не подтянется зритель. Но надо работать с этим. Да, сначала на сеанс придет десять человек, как у нас и было. Но спустя некоторое время подтянется еще тридцать. Сегодня белорусский медиаэфир заполнен иностранным контентом: и по телевидению, и в кинотеатрах — до 80% зарубежная продукция. Где, вообще, люди могут увидеть свое актуальное кино? Где, в конце концов, его оценить? Поэтому и не надо удивляться, что в стране относятся к отечественным фильмам как к экзотической кухне. Зритель смотрит и раздумывает: надо это ему или нет? Покупать или нет? Поэтому мы в «Своем кино» организуем просмотры с участием кинокритиков, когда предлагается осмыслить увиденное, обсудить фильм. Это все необходимо, чтобы разрушить в отношении белорусского кино стереотип плохого продукта.

Кто за что отвечает — информации нет

— Мы обсуждаем все этапы, через которые проходит дистрибьютор белорусского кино, не миновать и такой острый вопрос, как получение прокатного удостоверения на фильм… Как сложился ваш опыт в этом направлении?

— Наш опыт с получением удостоверений от Министерства культуры был и положительным, и отрицательным: вы знаете печальную историю с «Яичницей по-белорусски». Но был и такой пример, когда ведомство показало себя с положительной стороны. Однажды мы просили ускорить сроки выдачи удостоверения — и нам пошли навстречу.

Сегодня перед прокатчиками стоит уже другая проблема: согласно постановлению Совета Министров №21 от 12 января 2017 года, за выдачу решения о квалификации (ранее — выдача удостоверений) теперь отвечает Институт культуры Беларуси (Инбелкульт). Процедура четко прописана в постановлении, но кто за что отвечает в учреждении — узнать не удается, информации нет. Для нас это настоящая головная боль! Удалось на днях дозвониться специалисту, но тот ответил, что в его ведении лишь возрастная квалификация фильмов. А что делать с подобными форматами, как наш? Что делать с фестивалями? Вопросов множество, и ответов пока на них нет.

Зрители фестиваля «Бульбамуви» в Бресте.

Зрители фестиваля «Бульбамуви» в Бресте.

— Исходя из ваших ответов, можно заключить, что не так и легко показать на большом экране белорусское кино, которое в последнее время набирает силу за счет молодых кинематографистов…

— Я много лет работала в бизнесе, и могу отметить, что ситуация там складывается не лучшим образом. Не только из-за того, что кризис, а что руководители, с которыми мне приходилось сотрудничать, ничего не хотят менять. В сфере белорусского кино, по сравнению с бизнесом, все-таки есть ощущение: что-то сдвинуть возможно. Пусть и маленькими шажками.

Знаете, 2016 год, считаю, был переломным в белорусском кино. Это обнадеживает. Сегодня поднимаются многие вопросы: и вопрос сотрудничества с государством, и контакты между кинематографистами. Удастся ли нам договориться, чтобы не мешать друг другу? Сможем ли выйти на нормальные конкурентные отношения? Станет ли выше качество в результате наших проектов? Говорить, что в достижении этого нам мешает государство, было бы неправдой.

Как бы там ни было очередной показ «Своего кино» состоится. Приглашаю всех на минскую премьеру картины Владимира Козлова «Аномия», которая состоится 22 февраля. На показе будет сам автор, который сегодня живет и работает в России, но его родина — Могилев, и, полагаю, мы в праве назвать этого режиссера и литератора со своеобразным взглядом на мир своим. Тем более возникает еще один повод для дискуссии: что же определяет национальную принадлежность кино? Что делает автора российским или белорусским?

P.S. На днях проект получил отказ в показе ленты «Аномия» в Могилеве от Могилевского киновидеопроката. «Согласно решению репертуарной комиссии, фильм «Аномия» не будет демонстрироваться в кинотеатре «Родина», — говорится в письме. При том, что у ленты есть разрешение на показ в Минске, Могилев и область не выразили интереса в картине своего соотечественника, отмеченной на Варшавском форуме и Международном фестивале Мангейм—Гейдельберг. Не то это отношение со стороны регионов к белорусскому кино, не то досадное исключение?

В Минске сегодняшний показ «Аномии» в силе.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?