Новая лента «Беларусьфильма», снятая к 100-летию белорусской милиции по произведению полковника МВД в отставке Николая Ильинского «В чрезвычайной ситуации — уничтожить», ознаменовалась скандалом еще до выхода на экран. Осенью 2016 года Союз поляков Беларуси обращал внимание на то, что в фильме якобы будет показана в неприглядном свете Армия Крайова (АК), а также такие ее известные командиры, как Ян Пивник «Понурый» и Чеслав Заянчковский «Рагнар». Следует отметить, что в итоге на экраны вышла картина, где эти лица не упоминаются вообще.

Впрочем, как известно, «Понурый» погиб еще в 1943 в борьбе с нацистами под Щучином, а «Рагнар», с которым в том же году вели переговоры о разделе сфер влияния офицеры батальона Бориса Рогули, был убит в декабре 1944 во время облавы НКВД под Кареличами. Тем временем, действие фильма происходит явно в послевоенное время, в местечке Поречье на границе с Польшей, а показанные в нем партизанские командиры носят иные имена и ничем не напоминают «Понурого» с «Рагнаром».

По сюжету, советским милиционерам противостоят банды «Валинского», «Черныша» и «Рыся». Из упомянутых командиров на экране в качестве одного из главных отрицательных персонажей появляется лишь «Рысь» (любопытно, что такое прозвище было в абвере и у Михала Витушко, хотя этот псевдоним был вообще распространен в АК). «Рысь», как и остальные «бандиты», говорит с экрана на русском языке с небольшой примесью общепринятых полонизмов, вроде «пан», «поляк» с ударением на «о» и т.д., причем подчиненные называют его самого «паном атаманом» (странно, что еще не Грицианом Таврическим).

Тем временем, главный положительный персонаж — милиционер-белорус Вячеслав Смолич — инфильтруется в банду под видом белоруса из-под Ракова, который выступает в роли проводника «из-за кордона» и должен вывести банду «Рыся» за границу. Словом, некий намек на постАКовские структуры и польский характер упомянутых «банд» явно присутствует, но гипертрофировать его не стоит. А рядовые партизаны в фильме носят имена вроде «Михась Гурский» и «Алесь Загородный», что может намекать на их белорусскую национальность. Белорусского языка в фильме почти нет, хотя даже милицейские офицеры среднего уровня носят местные фамилии — Аксенович, Кисловский и т.д.

Зато выражено польское имя носит Болеслав Ястржемб — главный отрицательный персонаж этой истории. Впрочем, как выясняется, родом он все же из Западной Беларуси, хотя и был в детстве усыновлен после гибели родителей семьей из Восточной Пруссии. Завербованный абвером под псевдонимом «Фрайшуц» («вольный стрелок»), он мстит советской власти, внедрившись в ряды милиционеров.

Вся эта история с нападениями на райотделы МВД, захватами деревенских клубов и погонями верхом и на мотоциклах разворачивается, естественно, на фоне сложных межличностных отношений главных героев. Коллеги-милиционеры Вячеслав Смолич и Петр Крикунов, занятые борьбой с «бандами», никак не могут поделить между собой девушку-польку Сабину, всю семью которой убили те самые «бандиты». В конце фильма Сабина исчезает из виду на польской стороне границы — возможно, таким образом, довольно символично, показана послевоенная история переселения мирного польского населения из БССР в ПНР. Также Смолича привлекает молодая актриса Кристина — представительница нового, дружелюбно настроенного к советской власти, поколения местных жителей.

Сами актеры накануне показа признались, что над фильмом первоначально должны были работать другой режиссер (по информации «Нашей Нивы», это Егор Кончаловский, которому «Беларусьфильм» за нарушение контракта заплатил 35 тысяч долларов отступных) и другой актерский состав, но ситуация изменилась и им пришлось форсировать съемки. Явные недостатки ленты можно объяснить также скромным бюджетом и выраженной ориентацией на аналоги в российском кинематографе. Во время просмотра не покидает ощущение, что перед нами — ремейк сериала «Ликвидация», из которого заимствовано все не самое лучшее. На объяснение мотивов основного «предателя» и здесь не стали жертвовать экранным временем. Сюжет в конце фильма разворачивается довольно стремительно, и все, что мы успеваем узнать о причинах преступной деятельности «Фрайшуца», следует из заключительного диалога положительного и отрицательного героев перед смертью последнего:

— Ты столько народу погубил!

— Это не мой народ.

Стоит ли посмотреть этот фильм? Лично мне было интересно, но это скорее чисто из любопытства к теме.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?