В Лынтупах (Поставский район Витебской обл.) состоялось событие, хотя и не национального масштаба, но которое при хорошей промоции в будущем может предопределить один из маршрутов событийного туризма в Беларуси. Впервые более чем за столетие, в местечке Лынтупы, отметили Комоедицу — праздник, связанный с пробуждением медведя от зимней спячки.
Комоедица — забытый белорусский народный праздник, связанный со встречей весны. Праздник в старину отмечали 24 марта (6 апреля) накануне Благовещения и посвящали пробуждению медведя.
Считается, что на следующий день «медведь встает». В Беларуси говорили: «На Овечницу медведь залегает в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретение переворачивается и сосет другую лапу, а на Благовещение — выходит из берлоги» [«Аврамий Овчар и Анастасия Овечница» отмечается 11 ноября (по старому стилю — 29 октября)].
Историк Борис Рыбаков в своих исследованиях отмечал, что название «Комоедица» от того же индоевропейского корня, что и греческое слово — «комедия». Сам праздник, считал Рыбаков, восходит к каменному веку и связан с охотничьим культом медведя.
По мнению культур-антрополога, филолога, историка науки Льва Клейна, название праздника — «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название действительно может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство.
Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. В то же время, подтверждающего эту версию польского аналога праздника, Клейн не приводит.
Идея провести первый в современной Беларуси праздник Комоедицы в Лынтупах принадлежит Михаилу Гилю, краеведу и общественному активисту из Постав. Лынтупы — родина его жены Лили.
— Моя дочь Алеся работает в отделе спорта и туризма Поставского райисполкома, — говорит Михаил Гиль. — Окончила в Польше университет, имеет диплом по специальности «туризм». Она сказала, что, фактически, каждому более-менее значительному населенному пункту доведено указание — оно должно иметь свой праздник! Я предложил местному совету в Лынтупах возродить праздник Комоедицы. Масленицу ведь празднуют по всей Беларуси, во всех райцентрах и поселках. Власти помогают. А Комоедицу — нигде! Местный совет согласился. В основном и сценарий праздника мой. А иначе, его неоткуда взять. Обряд мало описано в краеведческой литературе. Существуют сведения, что Комоедицу праздновали не только в Бегомле, где был зафиксирован обряд во второй половине XIX века, а даже и на Гомельщине. Местный совет помог с организацией мероприятия, направил художественную самодеятельность, выделил средства на призы победителям различных конкурсов.
Комоедицу праздновали в парке бывшего имения Бишевских. Там реставрируется дворец, который до недавнего времени стоял в развалинах. В качестве сценической площадки была выбрана территория у здания бывшей панской официны, памятника архитектуры классицизма середины XIX в.
На праздник, организованный на общественных началах, не так легко было собрать народ. Однако хотя этот праздник и не раскручен как Масленица, все же, для первого раза, собралось достаточно много народу — более ста человек.
Празднование состояло, можно сказать, из двух частей.
Презентация кулинарных изделий местных хозяек — «Лынтупские сладости». Были приготовлены различные напитки, прежде всего — кисель! Считалось, что медведь любил овсяный кисель. Многие принесли блины, как мучные, так и картофельные с мясом. Были пироги, пончики, хворост, пирожки с разной начинкой! А семья Гилей привезла из Постав чуть ли не пять картонных коробок с разным печеньем. Пекли вдвоем. Пончики приготовили как в старину — на свином жире, а не на масле. В завершение жюри подвело итоги конкурса кулинаров и наградило ценными подарками победителей.
Вторую часть Комоедицы составили состязания и развлечения.
Соревновались, какая пара первой перепилит бревно, какая команда перетянет канат, кто побьет «медведя» подушкой, стоя на отпиленной до этого колоде: упал с колоды — проиграл, победителю — подарок.
Местные артисты показали концерт на зимнюю тематику.
Детворе понравилось катание на запряженной повозке по улицам местечка.
Была ли Комоедица в Лынтупах как «первый блином комом»? Избегу критических замечаний, ведь проводили ее, прежде всего, на общественных началах. А местному Дому культуры — если традиция укорениться — можно было бы пожелать в дальнейшем поддержать этот народный праздник. Если он приживется в Лынтупах, то сценарий можно совершенствовать из года в год.
Главное, что праздник состоялся!
И еще один штрих… Автору довелось впервые посетить Лынтупы, это у самой границы с Литвой. Со всеми достопримечательностями был заочно знаком — теперь довелось их увидеть своими глазами: старинный парк, бывший дворец Бишевских, который еще недавно стоял в руинах, а на стенах росли березы… Дворец теперь стоит в лесах. Его и парк выкупил некий российский бизнесмен. На дорожках часто встречаются таблички, где сказано: «Частная собственность! Проход — запрещен!»
Автор же этих строк пошел напрямик и сделал немало снимков парка, дворца в лесах, уже восстановленных зданий. Догоняет меня сторож: «Здесь ходить — запрещено! Частная территория! Таков — порядок! Как вы сюда попали?»
По тропке попал! Ладно, вежливо попросили — вежливо и уйду…
Интересно, как здесь будет,после того как объект приведут в порядок? Частная территория — вход запрещен?
Уже сегодня местным жителям, которые раньше шли к конторе через парк, пригодится делать круг — более километра.
«Никто не знает, что будет во дворце после его реставрации российским бизнесменом! — говорит Михаил Гиль. — Граница с Евросоюзом за пару километров отсюда. Может быть, развлекательный центр, рассчитанный на тех же литовцев?»