Взять старое, сделать из него новое и одновременно поимпровизировать на тему Шагала — легко! Корреспонденты Budzma.by побывали на монтаже и открытии выставки «Возвращение образа. К 130-летию Марка Шагала».

«Двери, мне нужны двери! Много дверей! Желательно белые и обязательно с косяками». Подготовка к «РеЭвалюции» (проекту, который стал частью «Возвращения образа») для художницы, работающей в технике треш-арт, Татьяны Гомзы — это отдельный перформанс. В шедевры художница превращает все что угодно — от обычной гайки до перегоревший лампочки. На этот раз ей в руки попали обычные двери — одни Татьяна нашла на свалке, другие одолжила у друга-художника. На дверях изображена коза, любимый мотив Марка Шагала.

Проект «РеЭволюция» в рамках глобальной выставки стоит как бы отдельно — как стилистически (художники использовали все, что люди хотели отнести на свалку, но отнесли художникам), так и территориально: белорусский «ресайкл» отселили во дворик Дворца искусств и на площадку у лестницы. Кстати, поучаствовать в проекте мог каждый желающий. За несколько дней до открытия организаторы стали призывать через соцсети: мол, приносите ненужный хлам — мы оперативно превратим его в искусство. И люди несли: плюшевых мишек, старый пылесос, сломанный ноутбук…. Из хлама образовалась гора, над которой возвышается крест из старых чемоданов — инсталляция скульптора Павла Войницкого, одного из авторов проекта. По словам Павла, художники взяли мусор и серьезно с ним поработали, подтвердив, что материал еще не определяет глубины и важности того, что творец хочет сообщить своим произведением. Они стремились продемонстрировать современное — глубокое и ответственное — искусство.

Насколько интересно все получилось — решать зрителям. Но побывать на «РеЭволюции» наверняка стоит. Хотя бы ради атмосферы: пространство проекта напоминает какую-то сюрреалистическую марсианскую мастерскую: ржавые трубы, странные чудища из тряпья, корабли, которые будто бы приплыли с острова стимпанка.

И вообще, в этом году на выставке современного искусства формат инсталляции и арт-объекта стал едва ли не ключевым. На крыльце Дворца гостей приветствует ярко-красный носорог-ванна Валерия Малахова, на втором этаже тоже много интересного. Экзистенциальная велодорожка «в никуда» керамиста Елены Чепелевой, талантливая стеклянная вариация «Похищения Европы» Жанны Морозовой, гигантские перламутровые жуки из пластика, металла и стекла от Сергея Бондаренко, хлопчатобумажные небесные потоки Марии Борисенко, елка из лампочек (автор — Василий Шлапак) и водная система Беларуси в трехлитровых банках. Художница Екатерина Сумарова в буквальном смысле слова законсервировала реку Припять, озеро Освея и другие водоемы Синеокой.

Замкнутое пространство, созданная Артемом Медведевым (арт-объект «Тленный плен»), окунает зрителя в космический мрак. По сути, это черная комната, где можно понаблюдать за хтоническими процессами небесной механики. В центре комнаты помещена скульптурная композиция. Ее обращенная к источнику света поверхность испещрена кратерами — такая вот своеобразная Луна. С обратной стороны небесное тело приобретает иную форму — отвернувшееся от земли лицо никогда не увидит земной мир — его взгляд обращен в глубины космоса, в черное пространство Вселенной, где в данную минуту происходит настоящее чудо — рождение новой звезды.

Описывать все, что происходит на выставке, не имеет смысла — коллекция грандиозна по числу экспонатов. Тут вам и графические «тренажеры для глаз» от Цеслера, и грандиозное полотно величиной с целый мир от Алеся Родина, и много чего другого. За всем этим арт-хулиганством наблюдают «Влюбленные» Шагала — известная работа мастера, купленная на аукционе Белгазпромбанком.

Выставка «Возвращение образа. К 130-летию Марка Шагала» проходит в эти дни на трех площадках в Минске (кроме Дворца искусств — еще и Национальный центр современного искусства на проспекте Независимости, 47 и на ул. Некрасова, 3) и продлится до 21 мая.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0