Новость о том, что не только НАС не видят, но и мы чего-то не видим, сильно огорчило публику. Прозвучали упреки, что Влад Бумага — чистый пиар-проект. Что мальчик есть продуктом деятельности медиатехнологов и ничего вообще собой не представляет. Что здесь один лишь «пиар» (разве может быть успех в Беларуси без упреков в пиаре!)

Кумира якобы нет, а толпа — есть. На днях Влад «порвал» торговый центр в Минске, собрав на свой день рождения многотысячную толпу, которой могла бы гордиться группа Brutto. При этом на встрече Влад не делал ничего такого, что не смог бы сделать любой другой молодой человек. Это был классический praise meeting, выход идола к фанатам, обезумевшим от созерцания идола живьем. В связи с давкой встречу (как пишут) пришлось свернуть преждевременно — вот уж где поле для зависти с нашей стороны!

Очень сложно вжиться в мир, в котором твой сосед по лестничной клетке, подросток, ничего не слышал про Лявона Вольского или Максима Жбанкова, но является одним из шести миллионов (!), которые просмотрели приключения Влада в питерском офисе ВК.

Мир новых медиа окончательно определил для каждого из нас прудик, в котором все очень родное: караси, аир, паучки-водомерки, стрекозы, кваканье лягушек по вечерам. При этом — какая же средневековая исчерпанность модели вселенной! В каком бы крохотном прудике ни ютился наш пациент, он будет уверен, что «все» — здесь, с ним! Что «все» думают так, как он, фапают на тех же «бусліх», на которых фапает он.

Собственно говоря, какое время, такие и кумиры. Я как-то заметил, что белорусские знаменитости известны только тем, что они знамениты. Но это не особенность Беларуси. Это особенность новых медиаусловий, на фоне которых протекает наше физическое существование. Не мы такие, жизнь такая, как говорили в одном известном медиапродукте.

Как же на мой взгляд, первой из белорусских звезд новой медийной разновидности стал Дима Ермузевич? Прошедший к своей громкой славе прямо-таки между капель дождя: его не заметили не только «наши» (то есть люди, которые знают, кто такой Лявон Вольский и Максим Жбанков). Его не заметил вообще никто, даже крупные русскоязычные СМИ, которые вот такими кумирами должны были бы подпитываться. Когда Дима уже собирал под миллион просмотров, в редакциях, совмещенных с интернет-магазинами, еще спрашивали: «Кто это такой?».

Влад Бумага — это Дима Ермузевич 2.0. Поверьте, за Владом, Димой, Максимом, Антоном пойдут новые, причем каждая последующая генерация будет добавлять к своим просмотрам-ретвитам еще один нолик в конце (как видите, первые Димины опыты набирали не миллионы, а лишь сотни тысяч).

Чем он должен выделяться, этот новый медийный кумир? Как я уже намекал выше, ничем вообще.

Чем более нормальным (то есть не выдающимся) он будет, тем большей будет его узнаваемость в целевой аудитории. Он не обязан впечатлять йодлем, у него не может быть голоса, как у Мэттью Беллами, то есть петь ему, конечно, не возбраняется, но — на общем уровне, так же, как это умеет любой нормальный подросток с гитаркой и бит-машиной. Если он вдруг окончит консерваторию и научится затягивать «Ой лосю мой, лосю» так, что «самые старые бабы вспомнят свою молодость» (определение давнего поклонника песни «Ой Лосю мой, Лосю»), он перестанет косить лайки в качестве медийного кумира и ступит на сложный и намного более тернистый путь культурного героя (если повезет, однажды дорастет до Лявона).

Единственная уникальная черта, которой должен обладать new media idol, — молодость. Без молодости — никуда. Это похоже на некоторые ритуальные роли в Древней Греции: задача этих молодых людей (которую те сами не вполне, кажется, осознают!) сущностная сакральная. Они играют для пользователей ВК, Twitter, Youtube обожествленную роль. Причем, повторюсь, это именно античные боги: им не молятся, им поклоняются, в них видят отблеск идеала. У них просят. Сделай фотку с Максимом, тэгни его имя и — о чудо — под твоим твитом 200 лайков, потому что твит появился в Максимовой ленте! Ожидания от дионисиев сбылись, милость дарована. Что касается контента, то он должен быть не очень афористичным, не очень смешным, никогда и ни в коем случае не скучным. Чуточку предсказуемости. Капелька очевидности. Ткань бытия. «Ретвит, если ты не спишь». «Завтра экзамен, а я не готов» (фотка из клуба). «Маргарита в «Туманах» норм». «Пиво после текилы — шах и мат!» По семьсот реакций на каждый.

Прошло время, когда люди заглядывали в медиа, чтобы получить информацию или хотя бы (согласно Herta Herzog) развлечься. Теперь люди в СМИ именно живут. А жизнь не может быть все время смешной или сюжетной.

Пойдите в закрытый развлекательный центр и проведите там ночь — вот вам жизнь. Будет чуточку грустно, немного скучно, местами захочется промотать. Но вот что: тот, кто нас создал не дал нам возможности проматывать моменты, которые нам проживать неинтересно. Вот и смотрите ночь в аквапарке и не выпендривайтесь.

Новые медийные кумиры не претендуют на интеллектуальность. Они не читают книг и пишут об этом в Твиттер. Основная их активность — приумножение собственной известности. Им не нужны книги, как когда-то книги были не нужны Виктору Цою. И тем, кто поклоняется этим кумирам (так же как нам когда-то!), кажется, что все книги, вся мудрость мира уже заложены внутрь идола. Цою нет нужды переворачивать чужие страницы, чтобы быть мудрым. Есть, конечно, и различие: Цой себе сам шил штаны, эти же меняют свой прикид по три раза за баблгам-батл (это такой YouTube-челлендж, когда медиаидолы нового типа спорят, сколько жвачек они могут запихать в рот одновременно — кто больше, тот победил).

Принципиальная ремарка: они ни чем не хуже в моих глазах, чем те хмурые дяденьки, которые устраивают холивар гостям интеллектуального клуба Светланы Алексиевич, раздуваясь от собственной начитанности и допущения, что на сцене выглядели бы не хуже.

У этих новых медийных героев есть только один недостаток: они взрослеют.

Большинство блогеров, поэтические ники которых очень хорошо подошли бы в качестве названий плодово-ягодных вин, спустя пять лет будут панически наблюдать, как их резво выдавливают новые герои. Еще в большей степени ни чем не выдающиеся. Кто-то заволнуется и сделается язвительным (это не добавит просмотров и лайков). В сети уже встречаются хейтеры, которые тоскуют по собственной молодости и популярности и ввиду этого «псят» остальных.

Но тот, кто поумнее, успеет конвертировать сотни тысяч просмотров, огромную текущую подписку в Twitter во что-нибудь иное — например, роль пророка, роль борца, роль голоса поколения. Все это неизбежно приведет к необходимости читать книги. И меняться: писать умные вещи, а не просто писать.

Именно тогда я и начну их читать.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?