До сих пор появление бело-красно-белого флага на любом матче любой сборной Беларуси (футбольной, хоккейной — не суть) становится ого-го каким событием. Информационные ресурсы запросто делают по такому поводу новости, а под этими новостями разгораются беспощадные дискуссии на тему «а место ли БЧБ и «Погоне» на трибунах?» С точки зрения закона никаких вопросов нет и быть не может, ведь та же «Погоня» официально признана объектом историко-культурного наследия. Но на самом деле любой человек, разрядившийся в некогда государственную символику, запросто может угодить на сутки.

Зачем люди ходят с «Погоней» и БЧБ на стадионы? Зачем им нужны неприятные ситуации с белорусской милицией, которые могут привести непонятно к чему? Александр Ивулин пообщался с некоторыми смельчаками.

«Милиционеры, которые меня удерживали, говорили, будто я у них сам сидел по доброй воле»

— БЧБ и «Погоня» — наши национальные символы. Я болельщик нашей сборной и наших команд и считаю, что долг каждого гражданина Беларуси — ценить исторические символы. Поэтому вполне естественно, что болельщики с национальной символикой поддерживают сборные.

У меня инциденты с милицией были только в Борисове. Первый раз меня вывели с трибуны во время игры БАТЭ — «Слован». Держали в комнате под присмотром двух милиционеров, пока для разговора со мной ни пришел их начальник. Где-то через час появился майор Вячеслав Павловец. Сказал, что на моем шарфе — «Погоня», а это незарегистрированная символика. Поэтому если не хочу проблем, то шарф нужно спрятать. Поупирался немного с ним, но в итоге я шарф спрятал под куртку. Не хотелось ехать в участок. После этого меня отпустили обратно на трибуну, однако матч уже подходил к завершению.

Тогда я подал жалобу в суд. Судебный процесс тянется до сих пор. Сужусь с теми сотрудниками милиции, по вине которых мне было отказано в просмотре футбольного матча. Районный и областной суды не удовлетворили мои жалобы (вот как происходило заседание суда в Борисове), сейчас направляю жалобу в Верховный суд. Я настроен идти до конца в борьбе за наши права. И если понадобится, буду обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Кстати, сотрудники милиции, которые меня удерживали в Борисове, говорили, что им все равно, какой у меня шарф. Но если начальство приказало, то они должны меня задержать. Самое интересное, что позже, на суде, милиционеры, которые меня удерживали, говорили, что никто меня не задерживал. Якобы я у них сам сидел по своей воле. А когда сотрудники милиции опускаются до такой лжи, откуда же к ним будет доверие?

Был еще один случай, когда меня милиционеры из ОМОНа в Борисове не пустили на стадион с моим шарфом с гербом «Погоня». Сказали, что с этим шарфом нельзя, так как на нем политическая символика. Я им говорю, что это национальная символика! А даже если бы была политическая, то почему с «Погоней» нельзя, а с символикой БРСМ и «Белой Руси» можно? Тогда правоохранители сказали, что я якобы пьян, и выставили меня за турникет. Я пошел и положил свой шарф в машину. Когда снова проходил осмотр, тот же омоновец саркастически сказал: «Ну что, протрезвел?» Я посчитал бессмысленным что-то доказывать этому сотруднику.

Самое интересное, что на других стадионах проблем с шарфом у меня не было. Кстати, до 1995 года я ходил на стадионы сбело-красно-белым флагом. Почему перестал? Преостаточно было задержаний из-за флага и за пределами стадиона. Поэтому решил, что возьму флаг на стадион, когда будет подходящее время. Надеюсь, что оно наступит.

«В Румынии стюард сказал: «Это цвета одной из румынских команд, не нужно провоцировать конфликт»

История болельщика Алексея, которого просил отказаться от бело-красно-белого флага представитель АБФФ:

— Поддерживаем сборную при помощи этой символики, потому что только она является исконно белорусской. Ее не придумали в кабинете по указу сверху. «Погоня» и бело-красно-белый флаг — это история белорусского народа, которая связывает нас с предками. Беру эту символику только на выездные матчи сборной, потому что в Беларуси я отвечаю за суппорт. На мне лежит большая ответственность, не хочется, чтобы тебя с барабаном и баннерами загребли возле входа на стадион, а команда осталась без поддержки.

За все время выездов случился всего один неприятный инцидент. Это произошло в Румынии. Мы приехали в Бухарест. На том матче было всего несколько белорусских болельщиков (не будем считать членов делегации и сотрудников белорусского посольства в Румынии). Днем погуляли по городу, а вечером пошли на стадион. Там к нам подошел Сергей Сафарьян: «Хорошо, что приехали, но, может, давайте без БЧБ? Вы же сами все понимаете». Мы отказались, но у входа на сектор нас остановил стюард и не дал пронести флаги и баннеры. Он сказал, что УЕФА не разрешает вывешивать банеры. Почему нельзя было взять с собой БЧБ флаг? Аргумент был такой: «Это цвета одной из румынских команд, не нужно провоцировать конфликт».

«Милиционеры пропускали со словами: «Только сильно не маши шарфом, чтобы телевизионщики не сняли»

История Дмитрия Федорука, который из-за «Погони» попал на сутки в милицию:

— Для меня «Погоня» и бело-красно-белый флаг — национальные символы Беларуси. Других я просто не признаю. Многие игроки нашей сборной, как и многие белорусы, занимают такую же позицию. Если они видят на трибунах такие символы, это заставляет их лучше играть. Долгое время атрибутику было почти невозможно пронести на футбол, поэтому желание пройти с «Погоней» на стадион было еще большим. И по сей день это иногда выливается в задержания и разговоры с омоновцами.

Первый раз я пришел на футбол вместе с отцом. Это была игра сборной Беларуси против Уэльса. Во время матча увидел, как омоновцы с какого-то парня снимали майку с «Погоней». Человек потом смотрел матч с голым торсом. После этого не было большого желания надевать на футбол нечто подобное. Впервые решился надеть «Погоню» перед матчем Беларусь—Франция в Гомеле. Это был суператмосферный выезд. Тогда с ребятами покатались на теплоходе по Сожу. Кричали очень крутые «заряды», ходили по городу в майках с «Погоней». Гомельские милиционеры даже не обращали внимание, и это немного удивило.

Труднее всего пройти на футбол с «Погоней» на «Борисов-Арену». Хотя с недавнего времени в этом плане милиция ведет себя не так строго. Года два назад было «веселее». Приходилось закрывать «Погоню» на шарфе, чтобы пройти на стадион. Одни милиционеры говорили, что с таким шарфом нельзя идти на трибуны. Тогда ты идешь к другому пункту досмотра или вызываешь старшего омоновца. Он приходит и начинает тебе объяснять, что проносить такие шарфы нельзя. Я всегда просил показать документ, где это написано. Иногда получалось договориться. Я даже сделал себе небольшую распечатку, чтобы показывать сотрудникам милиции. Там были изображения гербов Речицы, Витебской области. Милиционеры пропускали со словами: «Только сильно не маши шарфом, чтобы телевизионщики не сняли». Из-за этого часто опаздывал к началу матча.

После нашего задержания увидели, как люди отреагировали на эту ситуацию. Появилось много информации в СМИ, много писали в социальных сетях. Возможно, из-за этого сейчас пройти на стадион с «Погоней» проще.

 «За шаль с»Погоня»тебя могут назвать фашистом». Как прийти на фан-сектор сборной и попасть в суд

«Никто не заставляет кланяться «Погоне» и бело-красно-белому флагу. Но зачем выливать на них грязь?»

История Сергея Солонкевича, который пришил на футболку сборной «Погоню» поверх государственного герба:

— Хожу на футбол с «Погоней» по одной простой причине: я белорус, а этот национальный герб, исторический символ нашего народа. Ему уже не одно столетие. О чем можно говорить? Уважение и любовь к истории, культуре, традициям страны, в которой родился — звучит пафосно, но для меня это не пустые слова. С бело-красно-белым флагом та же история. Этим нужно гордиться, нужно чтить, а не бояться и прятать. Или очернять, приписывая символы оппозиции.

Как только на Symbal.by появились в продаже майки с таким гербом, сразу же купил и стал носить. Так вышло, что первый матч, на который пришел в такой футболке, был гостевым: во Львове Беларусь играла с Украиной в сентябре 2015-го. Затем была еще одна выездная игра того же цикла со словаками. В Жилине к майке с «Погоней» присоединился шарф с тем же гербом на бело-красно-белом фоне. Ясно, что на стадионах других стран никто из блюстителей закона и стюардов внимания на мою расцветку не обращал, проблем не было.

Интереснее было в Беларуси. Перед игрой с македонцами на «Борисов-Арене» догадывался, что могут возникнуть проблемы, потому что матч проходил на следующий день после президентских выборов, которым сопутствовали разного рода шествия и митинги под бело-красно-белыми флагами и «Погоней». Но всё равно решил, что попытаюсь пройти на стадион со своей «крамольной» «розой». Удалось: когда меня досматривали на входе, шарф был под курткой, его никто не видел — вопросов не возникло. Потом на секторе заприметил других ребят с похожими шарфами, где был изображен герб «Погоня».

До поры до времени первый тайм проходил без проблем. Фан-сектор не в чем было упрекнуть. «Шизели», как обычно, пытаясь хоть как-то оживить унылую атмосферу матча. Но затем на секторе появились несколько человек с красно-зеленым флагом. Они были пьяны, размахивали государственным флагом, матерились и то и дело кричали: «Ломай! Убивай!» Мне показалось, что ситуация выходит из-под контроля, потому что ребята были настроены по-боевому и вели себя неадекватно. Омоновцы на это спокойно взирали, делая вид, что ничего не происходит.

В перерыве к парням с «Погоней» стали подходить омоновцы и приглашать выйти из сектора. Подошли и ко мне. Я поинтересовался, в чем дело. И в ответ услышал, что у меня какие-то запрещенные символы. Пытался объяснить, что это национальные символы, но никак не запрещенные, и что за «Погоней» Совет Министров давно закрепил статус историко-культурной ценности. Мои доводы были никому не интересны.

Все помнят, что было дальше: многих задержали и увезли, во втором тайме на секторе, кроме тишины, уже ничего не было. А на вскоре госсСМИ стали звонить во все колокола о том, что агрессивные фанаты ругались матом. Короче, известные сказки Венского леса. Тех, кто действительно выражался нецензурно, не тронули: конечно, ребятки же были с государственным флагом, а остальных просто увели.

Никто не заставляет кланяться «Погоне» и бело-красно-белому флагу. Но зачем выливать грязь на них и на тех, кто эти символы чтит? Сложно понять эту дикость. Если для кого-то история нашего народа, культуры и государственности начинается с 1917-го или с победы в ВОВ, то я соболезную этим людям: у них проблемы в развитии! Наши государственные герб и флаг искусственно созданы под воздействием советской пропаганды. Почитайте историю и не мешайте мне и таким, как я, любить свое.

Потом был еще мини-футбольный матч в марте 2016-го между белорусами и русскими во дворце спорта «Уручье». К тому времени у меня уже появилась оригинальная футболка сборной. Я купил шеврон с «Погоней» и пришил на футболку поверх государственного герба.

Надел эту футболку, взял шарф и пришел на сектор. Конечно, был риск, что меня не пропустят, но к тому моменту со стороны властей в отношении к национальным символам началась своеобразная «оттепель». Для меня было важно пройти на футбол с такими символами из принципа. Наверное, не за то Калиновский на виселице умер, а Купала и другие наши величайшие личности боролись, чтобы их потомки ходили и тряслись от страха, отворачивались от своей истории. Пропустили без проблем, но косые взгляды со всех сторон, конечно, достали. Кто-то смотрит с недоумением, как на душевнобольного, кто-то просто с недовольством. Маловато было тех, кому моя расцветка по душе.

На матчах нынешнего отборочного цикла стало проще. Домашние встречи с Францией и Люксембургом тому пример. Моя футболка с нашитой на груди «Погоней» и шарф на мне, а я на секторе. Как бы ни играла команда, но это сборная моей страны. Команду нужно любить не за то, что она великая, а за то, что она наша. И поддерживать ее под национальными цветами и гербами. Возможно, кого-то смешат мои слова, но меня это мало интересует.

«Когда разговариваешь с омоновцами более пяти минут, они от этого устают»

История Алеся Крота, которого из-за «Погони» не пустили на матч второй лиги:

— Я вообще часто ношу белорусские национальные символы, так как для меня важна самоидентификация как белоруса. Главное только с этим, конечно, не перебарщивать. Хорошо, что сейчас существует много брэндов стрит-одежды и не надо кустарно делать его вручную. Футбольный матч от жизни не очень отличается, поэтому когда ты приходишь на «мячик», то стараешься показать всем остальным зрителям, что болельщики поддерживают свое: свою команду, свои национальные ценности, свои символы. При этом они должны быть готовы не только показать, но и защитить их в случае необходимости.

Еще два-три года назад было проблематично пройти на стадион в атрибутике с «Погоней», а тем более с бело-красно-белым флагом. Все изменилось за последний год, например, на недавнем матче Беларуси с болгарами ребятам удалось даже вывесить БЧБ-флаг на секторе, что просто невероятно для «процветающей» Беларуси. Хотя в этом случае также были проблемы, насколько я знаю, потому что ответственный за стадион бегал и грозился ОМОНом.

Раньше, когда ты проходишь досмотр милиции и у тебя «Погоня», то, когда приходит твоя очередь, тебя отставляют в отдельный уголок, и ты ждешь главного либо тебе сразу говорят: «Ты не пройдешь» (омоновцы в такие моменты всегда напоминали Гендальфа). Никакие убеждения насчет гербов Речицы либо Лепеля не срабатывали обычно, только в редких исключениях. Поэтому у тебя было после этого конфликта три варианта: пойти сдать атрибутику в камеру хранения, пропустить матч, попробовать зайти с другой хода.

Помню, в августе 2015-го меня не пропустили омоновцы на матч второй лиги Беларуси, который проходил на стадионе СОК «Олимпийский». Омоновцы заявили, что «Погоня» — незарегистрированная символика, а в такой одежде заходить на стадион нельзя. Просьбы показать список, почему они считают «Погоню» незарегистрированной символикой, игнорировались и меня постоянно отсылали к Ластовскому (пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома). Заметил еще одну вещь: когда разговариваешь с омоновцами более пяти минут, то они от этого устают и, чтобы избежать дальнейших разговоров, обычно предлагают собеседнику пройти в милицию для более детального определения проблемного поля дискуссии (либо просто тебя задерживают). Поэтому в таких случаях нужно говорить либо с начальником, либо менее пяти минут. Короче, пришлось накатать однажды письмо в ГУВД Мингорисполкома, чтобы там объяснили, почему «Погоня» — незарегистрированный символ, а омоновцев наказали за непрофессиональный подход при исполнении обязанностей. Спустя месяц пришел ответ, в котором, как это ни странно, сказано, что «Погоня» не входит в число запрещенной на территории Беларуси символики, но нарушений сотрудников ОМОНа тоже не выявили. Теперь стараюсь эту бумагу брать с собой на матчи. На всякий случай.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?