— Есть ощущение, что гуманитарные знания в Беларуси ценятся мало и то, от случая к случаю. Зачем учиться на гуманитария? Что это может дать для карьеры и личного развития?

— Гуманитарные знания ценятся мало не только в Беларуси. Но именно за ними будущее.

Известный философ Ханс Ульрих Гумбрехт рассказал, что в его университете, который находится в Силиконовой долине и где лучший департамент компьютерных наук в мире, создаются программы с двойным major: с одной стороны информатика, а с другой — либо философия, либо литература.

И число студентов, которые выбирают такую программу, стремительно возрастает: они хотят изучать компьютер, программирование (они весьма продуктивны в научно-технологическом плане и зарабатывают большие деньги) и в то же время у них есть интерес к особого рода мышлению, к сложным понятиям, которые выводят их к совершенно новому экзистенциальному опыту.

Философ Гаятри Чакраворти Спивак метко заметила, что гуманитарные науки — это система здравоохранения культуры, а гуманитарии — персональные тренеры в спортзале ума.

— Как гуманитарию идти в ногу со временем и каким должен быть гуманитарий в современном мире?

— Гуманитарий в современном мире — это человек, который ко всему прочему обладает современными технологиями. Человек, способный создать свой проект, а тем самым и рабочее место.

Высшее образование (а тем более университетское) не должно ограничиваться трансляцией профессиональных знаний. Университет должен учить критически и творчески переосмысливать информацию, учитывать исторический и социальный контекст события, а также давать междисциплинарные навыки. Это то, что востребовано на современном глобальном рынке.

На сегодня востребованность специалистов-гуманитариев, способных работать в информационной среде, устойчиво растет. И именно такое направление — «digital humanities», развивающееся на стыке гуманитарных наук и информационных технологий — появится в магистерской программе «Историческое и культурное наследие» Европейского гуманитарного университета.

Это новая сфера в академической среде в мире и абсолютно новая для Беларуси.

Студенты получат опыт создания контента мобильных приложений, виртуальных выставок, виртуальной реконструкции объектов культурного наследия, знания по оцифровке баз данных музеев, библиотек, архивов…

— Не может ли стать так, что цифровое историческое наследие подменит собой все настоящее? И вместо сбережения реального, которое осыпается и исчезает, мы будем играться с замками в виртуальном пространстве?

— Нет. Применение современных технологий не означает, что мы создадим некий мультик или 3D-модель и попытаемся подменить этим реальные объекты исторического наследия. Просто аудитория, которая пользуется цифровым наследием, становится больше, поэтому возрастают и требования к созданию продукта, его качеству.

При создании цифровой версии мы должны понимать, что это не какой-то суррогат, но способ расширить наш контакт с реальным наследием, с реальным прошлым при помощи цифровых технологий.

Ведь цифровые технологии, с одной стороны, возникают в ответ на потребности общества, а с другой стороны — они сами меняют общество. Культурное наследие не существует само по себе, оно существует через общество и для общества. И если мы работаем для этого общества, мы должны быть современными и интересными для него.

В Вильнюсском университете на всех программах, связанных с историческим наследием, преподаются курсы по Digital Heritage, имеются лаборатории. С этого года известный литовский профессор и специалист-практик Римвидас Лаужикас будет читать на нашей программе курс по Digital Heritage. Но сам он подчеркивает, что овладение новыми технологиями не избавляет нас от необходимости быть специалистами в первую очередь в области культурного наследия.

 

— Чем изучение исторического наследия может оказаться интересным для белорусских школьников, студентов?

— Действительно, абитуриентам кажется, что более перспективным и интересным направлением является, например, туризм, а не культурное наследие. Но туризм — это о том, как добраться, как пожить-поесть. В то время, как наследие — именно то, ради чего люди и едут куда-то.

Управлять культурным наследием, продвигать наше наследие, делать его максимально привлекательным и интересным, делать ее главным туристическим ресурсом — то, чему мы учим на программе «Культурное наследие и туризм».

Программа выпускает специалистов, обладающих знаниями в области культурного наследия и способных применить эти знания на практике, в том числе в сфере туризма. Наши курсы — прежде всего конечно, об охране и интерпретации культурного наследия, но также есть предметы, связанные с развитием навыков креативности: продвижение культурного наследия, использование его в коммерческой сфере через туризм. Сегодня специалисту необходимо владеть навыками монетизации наследия. Только с инвестициями проект по охране и интерпретации наследия будет долговечен, прочен и принесет плоды.

 

* * *

Абитуриенту, который хочет изучать историческое наследие и туризм в Европейском гуманитарном университете, необходимо:

1. Зарегистрироваться и заполнить анкету (к которой прикрепить копии документов о среднем или высшем образовании);

2. Для абитуриентов заочного бакалавриата — пройти собеседование, для абитуриентов магистратуры — подготовить исследовательский проект по интересной Вам теме, написать онлайн-тест по английскому языку и пройти собеседование.

Документы на заочный бакалавриат и магистратуру ЕГУ принимаются до 5 июля.

В этом году впервые выделены бесплатные места не только в магистратуре, но и на заочном (дистанционном) отделении бакалавриата.

Бесплатные места и скидки на обучение будут распределены в зависимости от результатов испытаний и среднего балла аттестата/диплома. Бесплатные места и скидки зависят от успеваемости студента и перераспределяются каждый семестр. Также студенты ЕГУ могут подавать заявки и получать стипендии от университета и его партнеров.

Ирина Романова — историк, кандидат исторических наук, профессор Европейского гуманитарного университета. Занимается историей Беларуси ХХ в., специализируется на взаимоотношениях общества и советской власти, а также истории повседневности, устной истории. Живет в Минске.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?