Вишневый фестиваль в Глубоком состоялся в этом году в пятый раз. Было убеждение, что если мероприятие устраивает местная власть, то там нечего делать. Однако в этом году я выбрался в Глубокое, и могу сказать, что фестиваль там настоящий.

Глубокое славится своими вишнями. Жители Полоцка, например, всегда приезжали покупать вишни в Глубокое.

По распоряжению райисполкома все учреждения в Глубоком украсили изображениями вишни. Металлическую вишню установили и на развязке перед въездом в город. Вот только на деревьях искать вишни в этом году не приходится: причина — весенние морозы и необычно холодное лето. Ягод мало, и те, что есть, еще не поспели.

Неурожай вишен, однако, не повлиял на популярность Вишневого фестиваля. В центре — людно. Сотни, тысячи. Местных и приезжих. Вдоль улиц — десятки ларьков с сувенирами, изделиями ремесленников. Народ гуляет, отдыхает с семьями и друзьями, звучат музыка и пение, идет торговля.

На улице Виленской — настоящий балаган. Здесь расположились «подворья» сельских домов культуры.

Доносятся звуки со сцены. Люди останавливаются, слушают, снимают видео на телефоны.

Что же, — подумалось, — и раньше было так. В помещичьих, магнатских дворцах висели картины европейских мастеров, играли на скрипке и фортепиано. А простой народ на ярмарках развлекали «медвежатник и скоморохи». В инвентаре Глубокого за 1752 год перечислены двенадцать семей, занимавшихся таким «шоу-бизнесом». Правда, тогдашнее общество и церковь таковых не жаловали — на горе, которую теперь называют Капитаниха, было особое кладбище, «где схизматиков и скоморохов хоронят».

На одном из «подворий» замечаю молодого парня в вышимайке. Андрей — так зовут парня — показывает свои сувениры. На досках изображения старинных храмов в Мосаре и Глубоком… Андрей живет в деревне Узречье, интересуется местной историей, ищет новые темы для своего ремесла.

Рядом громко играет музыка. А мы обсуждаем историю его края, новые идеи, говорим о том, насколько перспективно развивать производство сувениров. Ведь тысячи туристов посещают Глубокое, а возле церкви и костела нет ни магазина, ни даже временного лотка с сувенирами. А ведь на этом можно зарабатывать.

Перед зданием городского центра культуры местный музей разложил коллекцию гармоник. Здесь и фабричные, и довоенные самодельные. Василий Стома, автор замечательных воспоминаний о межвоенной жизни в местечке Лужки, писал про мастера Женьку Лютынского, который делал гармоники на продажу. Правда, добавляет Стома, заработанные деньги мастер пропивал.

А рядом сидит гармонист в соломенной шляпе и играет, играет… Люди бросают ему монеты.

Захожу в здание ГЦК, чтобы посмотреть выставку картин Эдуарда Матюшонка. Этот художник родом из деревни Мнюта, а живет в Вилейке.

На открытии выставки Эдуарда Матюшонка. Слева — художник с женой. В центре — Александр Корсак, потомок знаменитого рода Полоцкой земли — Корсаков, который с семьей приехал на Вишневый фестиваль из Варшавы. Справа — Владимир Скрабатун, редактор «Вольного Глубокого» и постоянный автор «Нашей Нивы».

На открытии выставки Эдуарда Матюшонка. Слева — художник с женой. В центре — Александр Корсак, потомок знаменитого рода Полоцкой земли — Корсаков, который с семьей приехал на Вишневый фестиваль из Варшавы. Справа — Владимир Скрабатун, редактор «Вольного Глубокого» и постоянный автор «Нашей Нивы».

Накануне я побывал на открытии, а сегодня зашел посмотреть еще раз. Кажется, на эти картины можно смотреть каждый день…

Картина Эдуарда Мацюшонка «Ладдзя роспачы» [«Ладья отчаяния»]. На ней — базилианская церковь и монастырь в Березвечье (на окраине Глубокого), трагическое место в Глубокской истории ХХ века.

Картина Эдуарда Мацюшонка «Ладдзя роспачы» [«Ладья отчаяния»]. На ней — базилианская церковь и монастырь в Березвечье (на окраине Глубокого), трагическое место в Глубокской истории ХХ века.

Вот изображен костел и монастырь кармелитов босых в Глубоком в годы своего расцвета, еще не искаженный переделками. На другой картине — церковь и базилианский монастырь в Березвечье. В монастырские ворота заходят богомольцы, рядом проезжает бричка. А впереди — полупрозрачная алтарная перегородка, а из-за нее, через Царские врата, выходят призрачные, словно свечи, фигуры людей. Это души тех, кого погубили в Березвечье сталинские и гитлеровские убийцы… Очень глубокая, проникновенная картина.

«Глубокое. Воскресенье». Так выглядел город перед Второй мировой войной

«Глубокое. Воскресенье». Так выглядел город перед Второй мировой войной

Ко мне подходит мужчина лет шестидесяти. «Слежу за Вами на фейсбуке», — признается. Мы заводим разговор об истории края. «Я любил ребенком бывать около взрослых в кузнице, на строительстве. Люди много рассказывали о том, что было раньше. В моем детстве в нашей деревне не было пьяниц. Власти приказали переселиться из хуторов, но сады никто не трогал. Люди собирали яблоки, груши на своих хуторах. Потом уже, в семидесятые, их сровняли бульдозерами…»

«Полоцк — Вильна через Плису». Сцена из жизни местечка, расположенного на старинном тракте из Полоцка в Вильну.

«Полоцк — Вильна через Плису». Сцена из жизни местечка, расположенного на старинном тракте из Полоцка в Вильну.

Жизнь проходит, остаются романтические воспоминания. И фотографии. И картины — как те, что создает Эдуард Матюшонок. Вот еврей идет по мощеной улице мимо аустерии в Глубоком. Здесь и художник Язеп Дроздович, и польский пограничник, и хорошо одетая женщина, и крестьянин с велосипедом встречаются около моста в местечке Плиса. Вот и шляхтич едет на бричке в свой фольварк около Мнюты…

Самодельная гармоника, изготовленная до войны в Дисенском повете.

Самодельная гармоника, изготовленная до войны в Дисенском повете.

Одна из самых проникновенных картин Эдуарда Матюшонка — «Цветы для папы». Ромашки и васильки стоят в банке на столярном верстаке. Из рубанка торчит стружка — а мастера уже нет… Эту картину художник посвятил своему отцу, столяру, который скончался несколько месяцев тому назад. Часть своих произведений Матюшонок написал на полотне, сотканных его матерью-ткачихой.

Выхожу на улицу. Там продолжается фестиваль.

Десятки ремесленников разложили свои изделия — и глиняные, и деревянные, и вязаные, и плетеные, и валеные… Кто что умеет и у кого на что хватает вкуса. Владимир Романович из Витебска стоит вместе с женой — продают сувениры с белорусским атрибутикой. Как торговля? — спрашиваю. «Скажем так: на дорогу обратно заработали», — отвечает Владимир. Люди сейчас неохотно расстаются с деньгами, ведь кризис. Когда подходит кто-нибудь, Владимир сразу предлагает ему и то, и другое, и третье. «Торгуют, как в старину евреи», — отмечаю я его старание продать свой товар.

Развлечений достаточно. В нескольких местах предлагают выбить прессом сувенирную монету. В других — попасть дротиком в воздушный шарик. При мне этим развлекался подполковник глубокской милиции — и, кажется, метко попадал в цель. Дети катаются на электромашинках. «Беспроигрышную лотерею» предлагают во многих местах. На Замковой улице кто-то установил перекладину и обещает тридцать рублей тому, кто провисит на ней две минуты. Хочешь попробовать — плати деньги. А пробуют многие — должно быть, не в убыток хозяевам.

Много мест, где можно поесть. По Виленской и Докшицкой улицам разносится запах шашлыков. Возле универмага, как раз на месте церкви Святой Троицы — очередь к палатке с квасом, смажнями, мороженым. «Напомните, что вы попросили?» — переспрашивает усталая продавщица, которая за день и не присела.

По улице ездит карета, запряженная парой лошадей, катает желающих. В старину кареты делали из дерева — а эту умудрились выковать местные кузнецы. Карета весит тонну, и лошади сильно устали тянуть этот груз по разогретому асфальту. Правда, в такой поездке не почувствуешь себя ни крупным магнатом, ни приором глубокских кармелитов. Тот, по воспоминаниям, ездил на шестерке породистых рысаков. А тут — две лошадки, и те мелкие. Среднего шляхтича упряжка…

За несколько часов устаю от шума. Иду Замковой улицей в сторону Кармелитов. А после того как перехожу мост на Березвице, давнишнюю границу радзивилловской и кармелитской частей Глубокого, и одновременно границу Виленского и Полоцкого воеводств — внезапно делается тихо и спокойно. Сюда не дотянулись ряды палаток — контраст между радзивилловской и кармелитский частями города ощущается.

Прихожу в бывший костел кармелитов босых, ныне — православный собор Рождества Богородицы. Краевед Юрий Колбасич проводит там очередную, неизвестно которую за день, экскурсию. А я сажусь на лавку в церкви и думаю о жизни… Вот, что я сделал за день? Ходил, разговаривал, суетился, устал. А о Боге сегодня ни утром, ни за день не вспомнил. И о других людях тоже не думал. Все о себе да о себе… Такой из меня верующий, к сожалению. Вот только как исправиться?

В храме тихо. Я смотрю то на пол, выложенный в XVII веке из «шведского камня», на иконы с изображениями святых на стенах, поднимаю глаза к галерее, которая обходит храм по верху, к высоким сводам, которые когда-то при кармелитах были красиво расписаны.

Храм велик. А человек в этой огромной, величественной святыне кажется мелким мурашкой.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?