В Островецком районе, кроме того застенка Рудишки, который мне хорошо известен и я где бываю частым гостем у краеведа и художника Стефана Козловского, есть еще один — примечательный своей неповторимой историей и впечатляющими окрестностями: громоздким дубом, серыми валунами и придорожным крестом. Но судьба ему уготована незавидная. Последний житель застенка Игнат Бразевич давно перебрался к родственникам, а опустевшие дворы в любое время под ковшом экскаватора могут сравняться с землей.

Словно средневековым валом, ограждает его недавно построенная железнодорожная ветка, ведущая к месту строительства Островецкой атомной электростанции. Строительным проектом в пределах определенного от станции радиуса предусмотрено выпилить все деревья и кустарники, уничтожить опустевшие дома. Безусловно, люди получат компенсацию и, возможно, останутся довольны, но многое исчезнет навсегда и безвозвратно.

Вероятно, уважаемый читатель задастся вопросом, что примечательного в тех старых, никому не нужных домах? Пока я туда не попал, подобные вопросы возникали и у меня. Но увиденное меня просто потрясло.

О десятках изделиях из дерева, которым позавидовал бы любой районный музей, говорить не приходится. Там это богатство разбросаны по подворьях. Видимо, здесь кто-то не раз копался в скромных пожитках в поисках «польского золота». Искусная работа человеческих рук для них ничего не значит, они не способны рассмотреть настоящие шедевры, даже если те находятся на стенах домов.

Речь идет о традиционных настенных коврах, которыми белорусы украшали стены своих комнат. Местный краевед Алесь Юркойть утверждает, что в этих местах ему часто попадались такие ковры, но он никак не мог узнать, кто их изготавливал. Ответ на этот вопрос мы нашли в одном из домов, увидев на его стенах росписи в виде красивых женщин, романтических встреч, крупных цветов и экзотических животных. Росписи со временем потеряли свою яркость, но по-прежнему завораживали.

Автором этих работ, судя по тематике и стилистике, скорей всего была местная женщина. Досадно, что не у кого расспросить о ней, безымянном народном мастере. К тому же, росписи выполнены на гипсокартоне, плотно прибитом к брусу. Снять настенные картины не представляется возможным — со сносом дома уйдут в небытие и работы его хозяйки.

Последний снимок, сделанный в Рудишках, получился, как мне кажется, символичным: пустой дом, иконка, свет и тени, тревожные взгляды. В преддверии неизбежного застенок доживает последние дни.

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?