В последнее время в среде белорусского оппозиции, особенно в эмигрантской его части, оживленно обсуждается вопрос необходимости или целесообразности существования теневого правительства за рубежом. Бывший полковник Владимир Бородач даже о создании оргкомитета по формированию переходного правительства.

Вообще сам институт теневого правительства как альтернатива действующей власти — распространенное явление в мире. Причем не только в демократических странах. Наверное, неплохо, чтобы он был создан и в Беларуси. Чтобы стать реальным политическим центром, теневое правительство должно быть органом объединенной оппозиции, ее штабом и рупором.

Оно должен олицетворять идею альтернативы, что очень важно сейчас для страны. То есть это правительство должно предложить программу реформ, путь выхода из кризиса, тактику борьбы, выступать с инициативами, заявлениями и др.

Вот сейчас ЕС предлагает новую программу для Беларуси — «Европейский диалог по модернизации». Не очень понятно, на кого ориентирован этот проект. Официальные власти от него категорически отмежевываются, оппозиция разобщена. Вот если бы существовало теневое правительство, оно могло бы предложить такую программу модернизации обществу от своего имени. И тогда на выборах у обывателя не возникало бы вопроса, ставшего для Беларуси почти культовым: а кто вместо Лукашенко?

Теневое правительство могло бы иметь свои представительства и за рубежом, но находиться должно внутри страны. Это принципиально.

Ведь только в таком случае оно может реально, а не формально выполнять функцию альтернативы действующей власти.

В новейшей истории Беларуси есть опыт создания такого правительства.
В 1991—1994 годах существовало теневое правительство, созданное Белорусским Народным Фронтом. Во второй половине 1990-х годов оппозиция сформировала Национальный исполнительный комитет во главе с Геннадием Карпенко. Но в силу различных причин эта структура не стала сильным оппозиционным политическим центром, она существовала скорее формально, на бумаге. Перед президентскими выборами 2010 года нечто подобное создавалось партией БХД, но это была пиар-акция, создавалось оно не всерьез.
Теневые правительства за рубежом создаются только тогда, когда в стране существует жесткая диктатура, и все легальные средства политической борьбы внутри страны исчерпаны.
В Беларуси этого пока нет. Оппозиционные партии существуют официально, имеют свои офисы, могут участвовать в избирательных кампаниях, проводить агитацию и др.

Поэтому смысл создания эмигрантского теневого правительства непонятен. Рассуждая теоретически, такая структура могла бы быть сформирована для координации и аккумуляции международной помощи белорусской демократии, чтобы быть в постоянном контакте с руководством ЕС, США. Но

эту функцию такое теневое правительство может выполнить только при условии, что внутренняя оппозиция признает его своим представителем за рубежом. Без выполнения такого условия непонятно, кого этот орган может представлять.
Самого себя? То таких структур можно насоздавать два десятка. Почти в каждой европейской стране, где есть белорусские политэмигранты. Смысла в этом немного.
Владимир Бородач элегантно обошел это условие. Он заявил, что вся оппозиция контролируется КГБ. И одной этой фразой вычеркнули сотни людей, которые много лет ведут борьбу в крайне неблагоприятных условиях.

Интересно и то, что Владимир Бородач планирует создать свое правительство из офицеров, сотрудников силовых структур. Обстоятельство довольно странное. Состоящее из военных правительство в мире обычно называют военной хунтой. Оппозиционная хунта в эмиграции — такой экзотики мир еще не видел.

Существует мнение, что белорусское правительство в изгнании уже существует — это Рада БНР. Но дело в том, что эта структура не может считаться теневым правительством оппозиции в классическом смысле этого слова.
И даже не потому, что оппозиция его не выбирала, не назначала. По своему статусу теневое правительство должно предлагать свой вариант решения стоящих перед страной проблем, иметь программу, которую оно собирается реализовать в случае прихода к власти, выступать с конкретными инициативами по различным экономическим, социальным, внешнеполитических вопросам.

У Рады БНР другая функция. Это исторический символ. Она выполняет роль морального авторитета, легитимность которого обусловлена исторически. Рада БНР пытается использовать этот авторитет для того, чтобы влиять на спасение суверенитета тогда, когда видит угрозу независимому существованию Беларуси. Более широкую функцию она сама на себя брать не хочет. И, наверное, правильно делает.

Вообще все эти игры вокруг теневого правительства за рубежом — от бессилия, безрезультатности, неспособности сделать что-то реальное.
Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?