Подобно тому, как белорусский шоу-бизнес долго искал, чем бы поразить «Евровидение», и перебирал формат за форматом, а удмурты тем временем вывели на европейскую сцену фолк на родном языке, так и белорусский кинематограф никак не мог найти топор под лавкой. Да вот же он — Быков! Быков с его конфликтом чести и врожденного чувства самосохранения, фальши и истины, фатализма и проблемы выбора. Быков с его неприятием парадной, барабанной истории. Быков с его исключительным знанием войны, ее философии. Быков, которого не упомянут лукашенковцы в день 9 Мая. Именно по-быковский вечный сюжет вызвал интерес мировой публики. Каннский фестиваль — это сливки сливок всемирной кинокультуры.

Букмекеры ставят фильм «В тумане» на пятое место по числу шансов завоевать «Золотую пальмовую ветвь».

Факт статистический: впервые кино, созданное при участии национальной киностудии «Беларусьфильм», попало в программу основного конкурса Международного кинофестиваля в Каннах. Более того, впервые туда попал фильм, снятый по произведению белорусской литературы. Фильм «В тумане» создан по одноименной повести Василя Быкова.
Режиссер фильма Сергей Лозница родился в Барановичах, исполнитель главной роли Владимир Свирский — в Борисове. Правда, Лозница получил образование в Киеве, а живет в Берлине. Свирский окончил Российский университет театрального искусства и работает в Москве.

Еще один «белорусский след» кинопремьеры —

в качестве саундтрека для выхода на «красную дорожку» съемочная группа выбрала белорусскую песню «Мой паляўнічы» («Мой охотник») Каси Камоцкой из «Народного альбома».

Говорят, руководитель «Беларусьфильма» Сильванович сначала отказался, пытался протестовать: дескать, исполнительница — националистка. «Не хотите — не выходите», — ответили ему организаторы. И тогда он вынужден был принять это условие.

Картина была снята за 28 дней в Латвии. Почему там? Сам Лозница на сайте фестиваля объясняет, что объехал Беларусь, но не нашел натуры. Ландшафты разрушены, фасады домов переиначены. А вот в Латгалии — белорусскоязычном регионе Латвии — он увидел те пейзажи, которые искал.

Съемки закончены в январе 2012 года. Это международный кинопроект с участием «Беларусьфильма», MA.JA.DE Fiction (Германия), кинокомпании «Джи Пи» (Россия), Rija Films (Латвия), Lemming Film (Нидерланды), Фонда поддержки европейского кино EURIMAGES… Права на мировые продажи картины принадлежат компании Match Factory. Основное финансирование картины легло на плечи немецких партнеров. Бюджет фильма составил около 2 млн евро.

«Сергей приступил к работе с материалом в 2002 году, — говорит о своем друге С.Лознице белорусский режиссер-документалист Виктор Ослюк. — Он встретился в Германии с Быковым, получил лично от него разрешение...
Следует учесть, что Сергей по своему мировосприятию, по менталитету совсем не белорус. Он европейский режиссер. То, что Лозница родился в Барановичах, не делает его белорусским режиссером — он сам говорит, что в нем смешались шестнадцать национальностей.

За повесть Быкова Лозница взялся потому, что его привлекает экзистенциальная драма. Быков интересует Лозницу своей философией, той ситуацией, когда человек оказывается перед выбором, и выбор этот максимально тяжел.

У Быкова всегда есть материал для кинодрамы, и драмы напряженнейшей. Уже в предыдущем фильме Сергея «Счастье мое» присутствуют абсолютно «быковские» моменты. Он тогда стремился попасть в «войну», почувствовать ее и понять.

Я рад, что Лозница снял по Быкову, так как никто в белорусском кино сейчас не работает с его военными произведениями, кстати, как и с прозой Алеся Адамовича. А такое кино могло бы стать мостом из этой вот постсоветской серости.
Ведь то, что снималось недавно о войне на «Беларусьфильме», сделано из штампов советских времен, с той разницей, что в советские времена, даже при коммунистической идеологии, войну иногда показывали талантливо.
Быков — писатель кинематографичный, к нему, в принципе, все время кто-либо обращается. В России в последние годы были экранизированы некоторые произведения Быкова —
«Пойти и не вернуться», «Блиндаж», — и их в Беларуси пока никто не видел.
Для нас, белорусов, особенно ценно то, что «В тумане» Лозницы — фильм по Быкову,
и благодаря Лознице в Каннах упомянут о Беларуси. Но это фильм немецкий, потому что основное финансирование — немецкое, правда, там есть и белорусский финансовая «частичка» — пять-шесть процентов. И это хорошо. Хоть так».
Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?