За основу примирительного документа польских епископов и патриарха Кирилла взята хрестоматийная формула «прощаем и просим простить» из обращения (1965 г.) епископов Польши к немецким епископам, — говорит белорусский историк Анатолий Сидоревич.
Авторитет католической церкви в Польше высок, однако архиепископу Юзефу Михалику уже пришлось объясняться по поводу примирения с Россией и отстаивать документ, который он подпишет вместе Кириллом, — отмечает Анатолий Сидоревич. —Значит, есть определенная часть общества, которая не согласна с таким подходом к проблеме.
Впрочем, в коммунистические времена за обращение о взаимопонимания с немцами на польскую католическую церковь обрушилась целая волна грязи со стороны государственной пропаганды.
Что касается Русской православной церкви, то ее авторитет в российском обществе не так высок. На памяти — недавние пикировки из-за супердорогих наручных часов патриарха Кирилла, Pussy Riot, заявления Всеволода Чаплина...
Если говорить о форме заявления, то было бы понятнее, если б такой документ озвучили Архиерейский собор Московского патриархата и конференция католических епископов Польши, — полагает Сидоревич.
В случае польско-немецкого примирения речь шла об общем желании двух европейских наций. Но, зададимся вопросом, есть ли соответствующая воля у народа России. Иными словами, а нужно ли ей это?
Для улучшения российско-польских отношений мало доброй воли церквей, — согласился Анатолий Сидоревич. — Здесь необходимо соответствующее желание политического класса и интеллектуальных элит.
Напомню, что понадобилось пять лет после обращений немецких и польских епископов, чтобы Вилли Брандт и Юзеф Циранкевич подписали соглашение между Западной Германией и Польшей о нормализации межгосударственных отношений.Понадобилось еще пять лет, чтобы в Хельсинки состоялась общеевропейское совещание по безопасности сотрудничеству. А для того, чтобы Германия и Польша стали союзниками, понадобилось ждать еще пятнадцать лет, пока не пал коммунизм в СССР и Центральной Европе, пока не развалилась «империя зла».
Современный российский политический класс по своей ментальности остается имперским.Достаточно вспомнить, как либерал Анатолий Чубайс призвал строить «либеральную империю». Поэтому я не думаю, что дружественные отношения между Россией и Польшей — ближайшая перспектива.
Что касается белорусского аспекта, то следует заметить, что документ о примирении готовился без участия белорусской Церкви, ведь, действительно, своей Православной церкви в Беларуси нет.В то же время, у Беларуси есть о чем вести с Польшей свой диалог, так как у нас свои специфические исторические счеты, в том числе в области межцерковных отношений (достаточно вспомнить процессы, происходившие в 1921—1939 годы в Западной Беларуси).
Митрополит Савва во времена ПНР сотрудничал с коммунистической политической полицией. И относительно Кирилла также звучат разные мнения.
Имеют ли моральный вес обращения таких лиц? Одно дело, когда «простили и просили о прощении» епископ Войтыла, будущий Иоанн Павел II, и немецкие епископы, а другое — когда такая инициатива исходит от подгосударственной, де-факто, церкви.
Если говорить о личности митрополита Саввы, главы Польской автокефальной православной церкви, который при коммунистах был то ли агентом, то ли конфидентом Службы безопасности, то православное население Польши не бунтует против него, отметил Анатолий Сидоревич. Как и православные России и Беларуси не бунтуют против Кирилла, о котором говорят, что он тоже работал на КГБ.
— А что вы думаете о том, что примирение Польши и России может, как заговорили некоторые, представлять опасность для белорусского суверенитета, мол, эти нации снова поделят между собой Беларусь? — спросила «Наша Нива».Мы привели примеры таких высказываний, озвученных как в лукашенковской газете «Советская Белоруссия», так и из уст белорусскоязычных националистов.
Анатолий Сидоревич категоричен: такие утверждения нельзя воспринимать всерьез.Но отмечает: визит Кирилла в Польшу напоминает о нерешенных нами проблемах. В данном случае неприятно то, что московский патриарх как будто бы говорит и от имени Беларуси. И виновата в этом белорусская власть, которая не добивалась от Москвы создания у нас Церкви хотя бы с таким статусом, как в Украине. Не говорю уже о том, что конфронтационная политика официального Минска, его перманентные ссоры с Варшавой привели к тому, что отношения между соседними государствами — Беларусью и Польшей — теперь напоминают период холодной войны.