Уже вечером 6 ноября сотни тысяч жителей минских микрорайонов Юго-Запад, Малиновка и Брилевичи смогут сократить время, которое приходится тратить на путь от их домов до центра Минска и обратно.
«Грушевка», «Михалово» и «Петровщина» — эти станции уже ждут первых пассажиров. Одновременно откроется и новый реконструированный участок проспекта Дзержинского.
Новая схема минского метро.
«Наша Нива» приводит несколько примечательных фактов, связанных со строительством и открытием метро.
1. Срок завершения строительства переносили три раза
Подготовительные работы на новых станциях метро начались еще в 2005 году. Но с первыми неудобствами жители юго-запада столицы столкнулись в конце 2008 года, когда был перекрыт проспект Дзержинского — главная магистраль, ведущая в центр города. Улицы-дублеры тогда еще не были построены, поэтому жителям пришлось смириться с утренними и вечерними пробками на узких объездных дорогах.
Городские власти обещали, что строительство 5,2 км путей метро завершится к концу 2011 года, затем сроки были отодвинуты на сентябрь этого года, и вот, наконец, окончательный срок открытия станций — 7 ноября 2012 г.
Фактические затраты на строительство не объявлены, но, вероятно, каждый километр путей стоил около $60 миллионов.
2. Цвета станций
Несколько слов об особенностях интерьера каждой станции. Цветом «Грушевки» выбран золотисто-зеленый, напоминающий о природе в конце августа. На стене, между лестницами, будет большое панно с бронзовой грушей, разрезанной пополам. В оформлении «Михалова» также будут видны природные деревенские мотивы — оттенки «холодного» солнечного заката. А вот особенностью «Петровщины» станет зимнее звездное небо.
3. «На ходу» появилась новая станция
Однако открытие трех станций не означает, что работы на проспекте Дзержинского закончатся. Во-первых,
осталась недостроенной развязка с улицей Алибегова.Во-вторых, уже когда началось строительство трех вышеназванных станций,
было принято решение продолжить линию метро еще одной станцией — «Малиновка».Кстати, она будет оформлена в зеленых и светло-фисташковых тонах.
Предполагается, что станция примет пассажиров через год. Наиболее реальный срок — через два года.
Строительство «Малиновки» в свое время оценили в $105 миллионов — столько стоят 1,8 километра путей.
Пока что проспект Дзержинского остается перекрытым на участке от улицы Голубева до проспекта Любимова.
4. Новые 50 тысяч пассажиров
По подсчетам специалистов метрополитена, количество пассажиров вырастет на 7%.
Если теперь 735 тысяч человек пользуются метро, то их станет 785 тысяч.
Чтобы вывезти новых пассажиров из Малиновки, уже закуплено 7 поездов по пять вагонов в каждом. Все они доставлены в Минск из подмосковных Мытищей. Каждый вагон стоит около $115 тысяч.
5. «Петровщина» или «Мединститут»
Называя новые станции метро, Мингорисполком придерживался принципа историзма.
Грушевка, Михалово, Петровщина — названия прежде существовавших там деревень и фольварков.К первым двум названиям вопросов ни у кого не возникло, а вот «за» и «против» «Петровщины» началась бумажная война.
Еще четыре года тому назад студентка находящегося неподалеку Медицинского университета попросила Александра Лукашенко переименовать проектируемую станцию в честь ее учебного заведения. Аналогичное обращение недавно подготовили и сотрудники университета. Комиссия по переименованию Мингорисполкома решила не отступать от своих прежних планов.
Кстати, полгода назад «Наша Нива» опрашивала посетителей сайта об их мнении на этот счет. Пришло 120 комментариев — победила историческая «Петровщина».
6. Интернет в метро
Мобильные операторы уже оборудовали станции своей аппаратурой. Известно, что
все три белорусских оператора — МТС, Velcom и Life:) предоставят своим клиентам возможность пользоваться 3G-интернетом.
7. «Дом с плакатами» выстоял
Во время строительства метро многие частные дома были снесены. Их хозяева согласились получить компенсацию, предложенную государством. Но не все.
Чиновники же решили сэкономить и предоставить им одну квартиру, а не в три, как того требует закон. Затем предложили две квартиры, но Воскобович отказался и от такого варианта. Он вывесил на фасаде дома гигантские плакаты, в которых сообщалось о нарушении его прав. Судебная война продолжается уже который год, и пока нельзя сказать, что тренер терпит в ней поражение.С историей метрополитена теперь будет неразрывно связана конфликтная ситуация вокруг известного «дома с плакатами», находящегося буквально в 50 метрах от станции метро «Михалово». Площадь дома, в котором живет государственный тренер по легкой атлетике Алексей Воскобович, составляет 305 квадратных метров, в нем зарегистрированы три семьи — всего девять человек.
В свое время чиновники Мингорисполкома заявляли, что существование дома мешает прокладке туннеля, а потому противоречит общественным интересам. Что ж,
метро проложено и готово к открытию, а дом Воскобовича стоит до сих пор.
8. Переименованы остановки
К открытию новых станций минские власти приурочили и ряд переименований. Новые названия получили 30 остановок общественного транспорта.
Каждый из новых топонимов соответствует реальности, но некоторые кажутся непривычными для минчан.Следите за цепочкой: появляются новые остановки «Московский рынок» (бывшая «Проспект газеты «Звязда»), «Проспект газеты «Звезда» (бывшая «Михалово»), «Станция метро «Михалово» (бывшая «Уманская»), «Уманская» (бывшая «Железнодорожная»), «Железнодорожная» (бывшая «Семашко»), «Семашко» (бывшая «Дом правосудия»). На какой из них выходить — тяжелая задача для непосвященного пассажира. Поэтому на первых порах присматривайтесь к названиям остановок.
9. Общественный транспорт пойдет по-новому
Начиная с 7 ноября будут существенно изменены маршруты общественного транспорта, выполнявшего функцию вывоза жителей Малиновки и Юго-Запада в центр города. Теперь его перепрофилируют на подвоз к станции «Петровщина» или вообще закроют. В частности, решено отказаться от автобусов №81, №103, №118 и других.
Новую подробную схему можно увидеть на сайте «Минсктранса».
10. Появление новых станций отразится на жизни города
Наконец, открытие новых станций метро повлияет и на другую сферу жизни города.
Уже сейчас хозяева квартир на Юго-Западе, в Малиновке и Дружбе увеличивают стоимость аренды, поскольку их жилье оказалось у линии метро.
Кроме того, состоится очередной передел рынка маршрутных такси.
До сих пор рейсы в Малиновку были самыми прибыльными в городе и попасть на них было сложно, теперь же пассажиропоток уменьшится.Это заставит водителей либо искать другие маршруты, либо вообще отказываться от перевозок.